Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Методика экологического воспитания дошкольников средствами фольклора. Выступление из опыта работы на тему «Использование фольклора в экологическом воспитании дошкольников. По дорожке ровной, гладкой

Елена Сустайкина
Экологическое воспитание детей средствами фольклора

Доклад на тему : «Экологическое воспитание детей – средствами фольклора »

Воспитатель :Сустайкина Е. Л

Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы . Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой , это мировоззрение.

В наше время, как и на протяжении многих веков, жизнь человека является неотъемлемой частью природы. Мир, который окружал наших праотцов, наполнялся определённым смыслом. Наши праотцы боготворили природу, приписывали ей человеческие действия и переживания, оживляли и одухотворяли её. Мне кажется, что современному ребёнку важно научиться осознавать, что природа-мать – это колыбель всего живого на земле, важно раскрыть новое в знакомом и знакомое в новом, выявляя простейшие закономерности и связи. В результате своими действиями необходимо поддерживать в ребёнке чувство общности и единения с природой, способствовать овладению в дошкольном возрасте гармоничными способами взаимодействия с нею.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры : правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей; к себе и людям как к части природы; к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера .

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Встречи с природой помогают формировать у них реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам. Воспитание экологической культуры – одно из важнейших направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире , её тяжёлые последствия, экология родного края , засорённость среды обитания – всё это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию детей в детском саду .

Чтобы процесс познания был увлекательным, занимательным и познавательным, я использовала на занятиях по экологии устное народное творчество, как средство формирования экологических знаний .

Русские народные песенки, за клички, попевки, потешки, загадки, пословицы, погоровки, считалки, приметы, народные игры – это первый самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире, это ключ к познанию окружающей среды . Большинство песенок, потешек, прибауток, закличек создавались в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их чёткость, ритмичность, краткость и выразительность. Веками русский народ отбирал и хранил, передовая из уст в уста, эти маленькие шедевры полные глубокой мудрости. Например, потешки : «Уж как я ль мою коровушку люблю» , «Пошёл котик во лесок» , «Сидит белка на тележке» и другие.

Красочный, выразительный образный язык пробуждает интерес детей , способствует формированию духовного и эмоционального мира ребёнка. Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме они легко запоминаются детьми. Устное народное творчество обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребёнка, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, её голоса через текст песен, попевок, потешек осознать увиденное и услышанное. Они пробуждают в ребёнке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому. Поэтическое описание природы помогает ребёнку осмыслить жизненные наблюдения, обобщить впечатления, полученные от наблюдений. Чем больше он накапливает знаний о природе, тем больше, ярче становится его воображение. В результате многократных повторений образов он начинает представлять и понимать те признаки предметов и явлений, которые раньше им не воспринимались .

С древних времён повелось на русской земле славить песнями приход снежной зимы, тёплой весны, красного лета, урожай осени. Приглашали выглянуть красное солнышко, зазывали птиц, и дождь, чтобы он напоил землю. Складывались в народе пословицы, поговорки, загадки, припевки, приметы о временах года. И в наше время, знакомство с природной мудростью, помогает детям быстрее запомнить времена и месяцы года, явления живой и неживой природы.

Экологическое образование в детском саду начинается уже с ясельных групп. Например, на занятии «Кто у бабушки живёт?» воспитатель знакомит детей с домашними животными, их внешнем видом, повадками, воспитывает заботливое отношение к животным. Решение этих задач невозможно без предварительной работы по разучиванию русских народных потешек, песенок : «Петушок, петушок» , «Курочка моя» , «Два весёлых гуся» , «По ровненькой дорожке» . Ласковые, напевные слова потешек помогают решить экологические цели занятия , делают восприятие детей ярче , вызывают у них любознательность.

В садовых группах использование основных форм устного народного творчества, соединённое с живым восприятием природы , создаёт яркие представления у детей , развивает память, воспитывает интерес к наблюдениям. Знакомясь с поэтизированной природой, дети начинают понимать её красоту, у них воспитывается не только эстетические, но и нравственные, гражданские чувства. При проведении занятия по экологии «Путешествие в лес» использовала русские народные песни и попевки : «Солнышко» , «Во сыром бору тропинка» , «В тёмном лесе» , «На зелёном лугу» , «Уж ты сад» ; русские народные игры : «У медведя во бору» , «Две тетери» ; потешки : «Чики, чики, кички» , «Ножки, ножки, куда вы бежите» , «Ты, рябинушка раскудрявая» , «Закатилось красно солнышко» .

На занятии «Зимующие птицы» использую потешки : «Сорока-белобока» , «Сорока, сорока» ; народные попевки и песни : «Синичка» , «Гули, гули, гуленьки» , «Скок, скок, поскок» , «Воробей» , «Ворон» , «Летят сороки» .

На занятии «Любите природу» использую русские народные песенки и попевки : «Дождик» , «Радуга» , «Во поле берёза стояла» ; заклички : «Дождик, дождик пуще» , «Солнышко вёдрышко» ; потешки : «Как на лугу, лугу» , «Травка-муравка» . Через произведения устного народного творчества развиваю представления старших детей о жизни леса , о деревьях, растущих в лесу, расширяю их экологический кругозор при проведении инсценированной экскурсии в лес. Использую загадки о деревьях, русские народные мелодии : «Во поле берёза стояла» , «На калине белый цвет» , «Поехали, поехали» , «Закатилось красно солнышко» , провела русскую народную игру-хоровод «Деревья» .

На занятии «У природы нет плохой погоды» знакомила детей с явлениями природы в разное время года с помощью пословиц и поговорок, например : «Зима завывает, да людей не пугает» , «Лето для старанья, а зима – для гулянья» , «В осеннее ненастье семь погод во дворе : сеет, веет, крутит, мутит, рвёт, сверху льёт, снизу метёт», «Первый гром весною – признак наступающего тепла» ; русских народных песен и попевок : «Как по лугу, лугу» , «Ласточка, ласточка» , «Весна, весна красная» .

Провела занятие «Правила поведения в природе» , где мною были использованы народные загадки. На празднике «Русской берёзке» приобщаю детей к духовным ценностям народной культуры, воспитываю уважение к природе , любовь к берёзке – символу России.

Особенно много радости доставляют детям народные игры. Народ создал множество игровых песенок, сопровождая действия с малышом словами песенок, радующей его. Дети вслушиваются в звуки речи, улавливают её ритм и понемногу проникают в их смысл. Это игры : «Гори, гори ясно» , «Коршун и наседка» , «Гуси-гуси» , «Заинька» , «Идёт медведь» , «Тень-тень-потитень» и другие.

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание , тем ощутимее результаты, поэтом начинать необходимо уже с первых шагов ребёнка по родной земле. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему живому, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы , понимание само ценности здоровья, бережное отношение к предметам рукотворного мира – вот составляющие экологической культуры , формирование которых способствует полноценному развитию личности ребёнка.

Делая вывод можно сказать, что в наш век унижения и уничтожения природы, надругательства над средой обитания нет важнее задачи, чем привить ребёнку идею активного действенного добра по отношению к природе. Он должен понять, что для человека нет ничего зазорного в чувстве братства со всем живущим и растущим на Земле.

Цель: Опытным путем доказать роль фольклора в формировании у дошкольников отношения к природе.

В рамках эксперимента я организовала кружок «Вечерки с тетушкой Совой». Где в течение года группа из десяти человек занималась по определенному плану (приложение №1). Занятия в кружке проходили 1 раз в неделю, где я с детьми разучивала заклички, припевки, загадки, народные песни, чтение сказок, которые в последствии применяла в повседневной жизни, в конце месяца совместно с музыкальным руководителем проводились со всей группой детей.

Темы фольклорных занятий определены в соответствии с сезонностью, основными датами земледельческого календаря, содержанием программы экологического образования. Занятия построены в форме увлекательного путешествия в прошлое: познавательного, занимательного мини-спектакля; комплекса игр, объединенных общим содержанием и сюжетом.

Фольклорные занятия отличаются гибкой структурой, возможностью варьирования разных видов деятельности, что обусловлено эмоциональным состоянием, настроением, инициативностью детей группы. Одной из привлекательных форм приобщения к фольклору является народный театр, в котором соединены различные виды искусства или их элементы, традиции и импровизация, сатира, комизм. Фольклорно-экологического занятия опираются на традиционно детский материал - сказки, потешки, заклички, загадки, дразнилки, песни, игры с пением, игры-хороводы и др. Предпочтение отдается фольклорному материалу нашего края. Сложилась система работы со сказкой, которая включает: эмоциональный пересказ, игру-беседу, игру драматизацию. В игре-беседе происходит «выход» к детям отдельных героев сказки. Дети воспринимают их как живых, сопереживают, спорят с ними и т.д.

В народных сказках экологической направленности, в которых, как правило, очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, ландшафтов; описываются национальные культурные традиции и праздники. В работе кружка используются сказки с несложным сюжетом и небольшим объемом текста, что позволяет детям выбрать роль по душе и предоставляет возможность импровизации на знакомом фольклорном материале. Органично вплетаются в канву сказки и преображают ее детские дразнилки (своеобразные юмористические характеристики героев), потешки, заклички, небылицы. Особое место в музыкально - театрализованных представлениях отводится народной музыке - это календарные обрядовые песни, хороводы и игры с пением. (Приложение 3)

Сказанное позволяет обратить внимание на мою позицию: знакомя малышей с экологией, используя фольклор, я с одной стороны, сохраняю колорит народности в передаче сказочного образа, с другой - элементы занимательности. Конечно, я учитываю конкретность восприятия детьми, отсутствие их житейского опыта, понимание каких-либо обобщенных отношений в социальном окружении. В целях взаимодействия детского сада с семьей родители так же были привлечены к разучиванию с детьми заклическ, песен, припевок и т.д. Работу по данной технологии можно проводить в подгрупповой и фронтальной форме, в зависимости от поставленных целей и задач.

Цель: Выявить уровень отношения детей к миру природы после формирующего этапа.

Контрольный эксперимент включал в себя те же методики, которые использовались в констатирующем. На контрольном этапе при диагностировании я получила следующие результаты которые отразились в диаграмме (приложение 2)

Таким образом, можно увидеть, что уровень сформированности экологической культуры у детей экспериментальной группы значительно повысился. Дети, которые имели низкий уровень, повысили его на средний. Дети которые имели средний уровень повысили его на высокий уровень. У детей, которые имели высокий уровень, были сформированы представления о ценности природных объектов и причинно - следственных связей между природными явлениями. Поэтому можно говорить о том, что работа на формирующем эксперименте, благотворно повлияла на результаты детей экспериментальной группы.

Экологическое образование может основываться не только на научных знаниях и представлениях, оно также может дополняться образами искусства и литературы. Осуществляемая в процессе экологического образования интеграция научных знаний о взаимодействии человека и общества с природой и соответствующих художественных образов, направлена на преодоление разрыва между логической и образной формами познания действительности и служит гуманитаризации образования.

В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Интересно исследование Л.Н. Павловой, где, в частности, показаны роль и место фольклора в современной педагогике раннего детства. Отмечается, что фольклор - действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей. Использование малых форм фольклора способствуют развитию познавательной активности детей, формированию первоначальных навыков художественно-речевой деятельности, экологическому воспитанию и воспитанию любви к народному национальному искусству.

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Произведения народного фольклора бесценны. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. В.А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребёнка. Фольклор для детей, созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, петушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это область народного творчества представляет собой одной из средств народной педагогики. Г.С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известны средства и пути воздействия на юные поколения совокупность и взаимозависимость их и дают, что следует назвать народной педагогикой».

Попевки, поговорки, потешки - первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Устное народное творчество позволяет с самого раннего детства побуждать ребенка к познавательной активности. Произведения народного творчества должны отражать доступный для понимания ребёнка мир животных, природы, вещей и отношений. Использование малых фольклорных форм полезно в работе с детьми всех возрастных групп. Но нужно умело сочетать художественное слово с непосредственными наблюдениями детей. Пословицы, поговорки, потешки загадки, рекомендуется широко использовать в процессе наблюдения. Образный язык их помогает выделить особенности объекта и явления, определённые качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы.

В пособии раскрывается сущность этнопедагогики и народной педагогики, показана возможность их использования в экологическом воспитании дошкольников, а также содержатся практические материалы: методика использования различных фольклорных форм в эколого-педагогическом процессе детского сада; сценарии праздников и досугов, конспекты занятий, описания народных игр. Пособие адресовано специалистам и практикам дошкольного воспитания, преподавателям и студентам педагогических колледжей и вузов, родителям.

Из серии: Экологическое воспитание в детском саду

* * *

компанией ЛитРес .

Фольклор в эколого-педагогическом процессе с младшими дошкольниками

Если педагогика не хочет быть бессильной, она должна быть народной.

К. Д. Ушинский

Давайте детям больше и больше созерцания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления.

В. Г. Белинский

Важной проблемой современности, является этническая – подъем национального самосознания, обращение к истокам народной культуры. Ориентация на культурные традиции, как общечеловеческие, так и российские, заявлена в государственных стандартах дошкольного образования. Концепция базисной программы «Истоки» одним из направлений в формировании личности ребенка определяет усвоение им общечеловеческих и национальных духовных ценностей. Программа «Столичное образование» (все ее варианты) также нацелена на пробуждение и формирование у детей интереса и уважения к истории, обычаям, творчеству своего народа.

В настоящее время недостаточно изучены возможности использования педагогического наследия русского народа в экологическом воспитании дошкольников. Однако установлено, что особенно эффективно экологическое воспитание осуществляется с опорой на эмоционально-чувственную сферу личности ребенка, а также в процессе организации его деятельности в природе.

В нашем дошкольном учреждении осуществляется система экологического воспитания, охватывающая все возрастные группы – от ясельной до подготовительной. Во всех группах проводятся циклы наблюдений за обитателями уголка природы, растениями и птицами участка, специальные экологические занятия. Все дети включаются в создание и поддержание необходимых условий для животных – обитателей уголков природы и комнаты природы. Старшие дошкольники участвуют в экологических акциях, слушают чтение литературных произведений экологического содержания и самостоятельно создают книжки.

Разрабатывая эколого-фольлорную технологию в группах ясельного возраста, мы использовали малые жанры русского фольклора (колыбельные песни, потешки, пестушки). Погружение в фольклорную среду – необходимый фактор работы с детьми; особенно важно использование фольклора в ранний период детства.

Народ – мудрый и добрый учитель – создал множество песен, попевок, потешек, дающих возможность взрослому без назидательных, сухих нравоучений в приятной для ребенка форме обучить его чему-то новому. Жизнь маленьких детей – это, в первую очередь, питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры. Поэтому, начиная работу с малышами, мы отобрали потешки, пестушки, колыбельные песни, которые, с одной стороны, несут в себе элементы экологического содержания, а с другой – могут быть использованы в разных режимных моментах жизни детей в детском саду.

Умывая малышей, воспитатель напевает:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

А щечки алели,

Чтоб смеялся роток

И кусался зубок.

Причесывая детей, воспитатель приговаривает:

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Во время завтрака (обеда, ужина), показывая детям игрушечную козу, воспитатель произносит:

Идет коза рогатая

За малыми ребятами.

Кто соску сосет,

Молочка кто не пьет,

Того – бу! – забоду,

На рога посажу.

Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу.

Прилетели две тетери,

Поклевали, улетели.

На прогулке воспитатель разыгрывает с детьми потешки:

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ, топ, топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

– Ножки, ножки,

Куда вы бежите?

– Во лесок, во борок -

Грибы, ягоды сбирать,

Наших деток угощать.

Сначала детям было непривычно слышать проговаривание потешек, иногда они протестовали: «Не говори, не надо!» И лишь спустя некоторое время привыкли к потешкам и начали повторять их за воспитателем.

Специально следует остановиться на колыбельных песнях. Многие исследователи придают им большое значение. Г. Н. Волков отмечает: в колыбельных песнях любят ребенка, которого укачивают, и детей вообще. «Содержание песен и манера их исполнения свидетельствуют о том, что народ во многих отношениях смысл своей жизни видел в детях, в их правильном воспитании и развитии, в улучшении их жизни, счастье свое в будущем связывал со счастливым будущим детей». И далее: «Если до конца прочувствовать старинную колыбельную песню, уловить тонкие нюансы ее ритма, мелодии, слов, выражающие сложнейшую гамму человеческих чувств и переживаний, взаимодействие нежнейших сторон психики матери, то невольно можно задуматься о возрождении наиболее сильных сторон колыбельной песни в практике современного дошкольного воспитания в семье. Да и в яслях отсутствие колыбелей не исключает возможность применения какой-то степени колыбельных песен».

Колыбельные песни пронизаны любовью к ребенку, в них выражается забота, высказываются добрые пожелания, предостережения, в них много нежных и ласковых слов.

Воспитатели начали петь малышам колыбельные песни. Дети, не понимая всех слов, слушали, успокаивались и засыпали. Ритм колыбельной песни играет важную роль в проникновении образов песни, слов в душу ребенка. Под песни стали засыпать ребята, которых очень трудно было уложить в кровать.

Чтобы воспитателям было легче работать, были сделаны подборки колыбельных песен:

Баю-баю, баю-бай,

Ты собачка не лай.

Белолапа, не скули,

Наших деток не буди.

Светел день – не спится,

Моя деточка боится.

Ты, собачка, не лай,

Наших деток не пугай!

Баюшки-баи, деточки мои!

Сон да дрема вдоль по улице прошли,

К нашим деточкам зашли,

Под головку спать легли.

Баюшки-баю-баи,

Деточки мои!

Прилетели гул юшки,

Сели к деткам в люлюшки.

Они стали гурковать,

Детки стали засыпать!

Вот и люди спят,

Вот и звери спят,

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках,

Зайки спят на травушке,

Утки на муравушке,

Детки все по люлечкам…

Спят-поспят,

Всему миру спать велят.

Современные воспитатели не привыкли использовать народный фольклор в повседневной жизни, поэтому им были даны консультации на темы «Как нужно петь колыбельные песни», «Использование малых фольклорных жанров в работе с детьми младшего дошкольного возраста».

Потешки, пестушки, колыбельные песни – это явления семейной народной педагогики, поэтому, как правило, они содержат обращение к одному ребенку. В детском саду воспитатель работает с группой детей, поэтому некоторые потешки были переложены на общегрупповую форму:

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Деткам улыбаемся.

Умницы, детки,

Ешьте кашку сладеньку -

Вкусную, душистую,

Мягкую, пушистую.

Прилетели пташечки,

Принесли деткам рубашечки,

Рубашечки цапли сшили

Лягушки пуговки пришили.

Баю, баю, баю,

Живет мужик на краю,

Он не беден, не богат -

У него много ребят.

Все по лавочкам сидят,

Кашку масляну едят.

Сердце бьется,

Душа радуется.

Березоньки скрипят, скрипят -

Наши деточки спят, спят!

Их сон унесет,

Унесет их в садок

Под малиновый кусток.

А малинка упадет,

Деткам в ротик попадет.

Малиночка сладенька,

Спят детки маленькие.

Одновременно шла работа с родителями. На первом собрании провели анкетирование родителей, в котором выяснялось их в целом положительное отношение к народной педагогике, фольклору. Было выявлено, что около половины родителей знают, что такое фольклор. Колыбельные песни знают многие, но поют не все – некогда. Много песен знают бабушки. Некоторые родители говорили о трудностях, которые он испытывают, укладывая ребенка спать. В связи с этим была проведена консультация «Пойте ребенку колыбельные песни». На видеокассету записали момент укладывания детей в детском саду и показали родителям. Они с удивлением увидели, что дети засыпают под колыбельную песню. Воспитатели распечатали тексты песен, потешек и раздали родителям, чтобы они могли использовать их дома.

Фольклорно-игровые занятия с малышами требуют от педагогов профессиональных знаний, умений, владения художественными средствами (умение петь, танцевать, изображать какого-либо персонажа и т. д.).

Перед каждым занятием воспитатели обращались к музыкальному руководителю, старшему воспитателю, заведующей за помощью. Мы помогали им «войти» в фольклорный образ, и занятие, как правило, проходящее в нетрадиционной форме, было удачным, находило эмоциональный отклик у детей.

Большинство потешек, пестушек создавалось народом в процессе труда и быта на природе, поэтому в их содержании отражены разнообразные природные явления. В незатейливой, образно представленной словесной форме, положительно воздействующей на эмоции, ребенок узнавал животных, их крики, особенности поведения, познавал окружающую его природу. Именно эта содержательная первооснова фольклорного материала ценна для экологического воспитания младших дошкольников.

Собирая детей на прогулку, замечая то или другое природное явление, воспитатель приговаривает потешку:

Солнышко – ведрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей -

Телят, да ягнят,

Еще маленьких ребят!

Дождик-дождик,

Полно лить,

Малых детушек Мочить!

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышка,

Колоколнышка!

А как Петя-петушок

Ранним-рано поутру

Нам споет: «Ку-ка-ре-ку!»

Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась,

Зайка – за капустку,

Мышка – за корку,

Детки – за молоко.

Важная особенность фольклорного материала – ритмичность, насыщенность движением, игрой слов – позволяет широко использовать его на экологических занятиях с младшими дошкольниками при ознакомлении с домашними животными, рассматривании картин с их изображением. Дети охотно подражают крикам и движениям животных, изображают их, играя вместе с воспитателем.

В работе с малышами воспитатели ориентировались на уровень их развития, стараясь преподнести фольклорные произведения доступно. При этом в комплексе использовались словесные, наглядные, игровые приемы. Так, в первой младшей группе удачно прошло занятие «Корова с теленком». Воспитатель умело справилась с ролью пастушка, дети играли под ее руководством, изображая коров, много говорили, были эмоциональны. Воспитатель смогла донести до детей смысловое содержание благодаря эмоциональной окраске речи, изменению тембра голоса, костюму. На занятии было установлено речевое взаимодействие с каждым ребенком, на основе которого идет развитие коммуникативной речи, восприятия и наглядно-образного мышления.

В другой группе к малышам приходила в гости «бабушка» – воспитатель. Надев на себя русский народный костюм бабушки, она знакомила их с кошкой, петушком. Дети сначала не узнали в «бабушке» воспитателя – уж очень необычен был ее наряд (сарафан, кокошник). Но потом малыши оживились, включились в игру. Мы сделали вывод: к самым маленьким детям следует надевать лишь элементы костюма, либо приходить к ним в фольклорной одежде накануне занятия, чтобы они привыкли.

В младшей группе аналогичным образом было проведено занятие «Знакомство с козой и козлятами». Воспитатель взяла на себя роль козы: оделась в сарафан, на голове – шапочка козы. Дети с радостью общались с «козой», были активны, отвечали на вопросы, с удовольствием играли, а в конце занятия пили молоко, которое им принесла козочка. Потешка про козу вызвала у ребят желание двигаться.

Другое занятие было построено на основе русской народной песни «Буренушка», содержание которой пронизано теплым добрым отношением к животному, благодарностью за то, что оно кормит и поит людей. Воспитатель протяжно пела песню и одновременно разыгрывала действия с коровой, изображенной на картине: давала ей траву, гладила, поила из ведерка:

Уж как я ль то ей крапивушки нарву!

Кушай вволюшку, коровушка моя;

Ешь ты досыта, буренушка моя!

Уж как я ль мою коровушку люблю!

Сытна пойла я коровушке налью;

Чтоб сыта была коровушка моя,

Чтобы сливочек буренушка дала.

Второй раз воспитатель пела песню по частям: спев первые четыре фразы, предложила детям самим покормить корову, ласково погладить ее. После пения второй половины песни попросила ребят напоить корову из ведерка. В конце занятия дети пили молоко – воспитатель, наливая его в чашки из кринки, поясняла: «Молочко дала нам коровка-буренка! Хозяйка любит ее, заботится о ней, коровка дает много молока. Вот и нам досталось!»

Конец ознакомительного фрагмента.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов дошкольного воспитания (Коллектив авторов, 2010) предоставлен нашим книжным партнёром -

© 2024 Мама и малыш - Информационный портал