Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Основные виды деятельности ребенка дошкольного возраста. Деятельность детская Коммуникативная детская деятельность в доу по фгос

Развитие ребёнка в дошкольном возрасте – один из основных моментов формирования личности.

В этот период закладываются основные качества личности.

Особенности развития дошкольников по возрастам

В дошкольном возрасте ребёнок сталкивается со стремительным расширением границ своего мира и отношений людей. У него появляются социальные обязанности, он осваивает новые виды деятельности.

У малыша пробуждается стремление к самостоятельности и участию во взрослой жизни. В результате этого ребёнка начинает занимать игра, в которой он копирует действия взрослых. Также им обретается определённая самостоятельность, но постоянно мягко контролируемая родителями.

Младший

Период длится с 3 до 4 лет. На этот возраст приходится первый личностный кризис, при которым малыш начинает отстаивать понятие «Я сам».

Отмечается три основных вида деятельности:

  • игра;
  • рисование;
  • конструирование.

Обратите внимание! У ребёнка наблюдается достаточная согласованность мотивов и желаний. Поведение начинает становиться несколько соответствующим определённым правилам и выбранным образцам.

Средний

Период с 4 до 5 лет. Возрастает потребность в не только в кругу семьи, но и со сверстниками для выстраивания социальных связей и механизмов. На этом фоне повышаются познавательные навыки и формируется основное проявление характера.

Ребёнок отстаивает свою самостоятельность, переставая строго соблюдать правила, устанавливаемые взрослыми. Основным средством для общения и построения социальных связей становится речь. Творческие способности ребёнка активизируются и становятся более выраженными.

Старший


Период с 5 до 7 лет, в который, кроме окончательного формирования основных черт характера, появляется и умение скрывать их при необходимости, хотя и не совершенное.

Словарный запас ребёнка резко расширяется, а становится образным.

Важно! Детям требуется поддержка родных, к которым они сильно привязаны, и слова которых воспринимают как чистую истину. От этого родителям при общении с малышом следует правильно подбирать слова.

Ребёнок уже точно разделяет первичные и вторичные потребности и выбирает то, что для него является наиболее ценным. Активно формируется интерес к коллективной работе и получению новых знаний.

Что должен знать дошкольник и ведущие виды деятельности

Основными видами деятельности детей дошкольного возраста являются:

  • игровая;
  • познавательная;
  • социальная.

К концу дошкольного периода ребёнок должен иметь определённые знания. Дети уже легко ориентируются в пространстве, легко адаптируются в окружении чужих людей, могут определить время как по стрелкам, так и на табло с цифрами, отличают предметы по размерам и глубине.

Также дошкольник должен знать свой точный адрес с ближайшими остановками общественного транспорта и правила поведения на улице, если он останется один. Перед школой малыши уже могут самостоятельно делать выводы из того, что услышали или увидели.

Диагностика развития


Диагностика развития ребёнка дошкольного возраста включает в себя определение его и социального развития, а также степень сформированности личности.

Для этого применяются тестовые игровые методы и художественный тест, при котором оценивается рисунок, сделанный малышом.

Разговорные тесты требуются для определения способности малыша полноценно и связно описывать предметы, явления или чувства.

Тестирование на определение развития дошкольника требуется в первую очередь перед школой.

Дошкольный период развития детей наиболее активный по объёму получаемых навыков и знаний, количеству новых видов деятельности и потребностей. До 7 лет закладывается фундамент личности.

Деятельность детская

Активное взаимодействие ребенка с внешним миром, в ходе коего происходит онтогенетическое формирование его психики. В ходе деятельности за счет подстраивания ее к разным, в том числе социально моделируемым условиям, происходит ее обогащение, возникают принципиально новые компоненты ее структуры. Изменение структуры деятельности ребенка обусловливается и развитием его психики. Генетически самой ранней самостоятельной деятельностью является деятельность предметная. Она начинается с овладения действиями с предметами - такими как хватание, манипуляции - собственно действия предметные, предполагающие использование предметов по назначению и способом, закрепленным за ними в человеческом опыте. Особенно интенсивное развитие действий предметных происходит на втором году жизни, что связано с овладением ходьбой. Несколько позже на базе деятельности предметной происходит формирование других видов деятельности, в частности - деятельность игровая. В рамках игры сюжетно-ролевой, которая является деятельностью ведущей в возрасте дошкольном, происходит овладение элементами деятельности взрослых и отношениями межличностными. В дальнейшем формируются:

1 ) деятельность трудовая - в коей отрабатываются сложные по своей структуре навыки;

2 ) деятельность продуктивная - являющейся существенным фактором развития процессов познавательных;

3 ) деятельность изобразительная - в коей происходит соотнесение процессов интеллектуальных и аффективных.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКАЯ

(англ. child activity ). Развитие деятельности оказывает решающее влияние на формирование и в онтогенезе . В процессе Д. д. происходит совершенствование психических процессов, обогащение форм познания окружающей действительности, общественного опыта. Изменение Д. д. приводит к развитию психики ребенка, что, в свою очередь, создает предпосылки для дальнейшего формирования Д. д.

Первая Д. д. - предметно-манипулятивная . Ее развитию предшествует длительный период овладения действиями с предметами - хватанием, неспецифическими и специфическими манипуляциями и, наконец, собственно предметными действиями - использованием предметов по их функциональному назначению, способом, закрепленным за ними в человеческом опыте. Бурное развитие предметных действий начинается у ребенка на 2-м г. жизни. Оно связано с овладением самостоятельным передвижением - ходьбой.

В связи с возникновением предметно-манипулятивной деятельности меняется отношение ребенка к окружающим его предметам, тип ориентировки в предметном мире. Вместо вопроса «Что это?» при столкновении с новым предметом у ребенка возникает вопрос «Что с этим можно делать?» Интерес к предметному миру чрезвычайно расширяется. При свободном выборе предметов и игрушек ребенок стремится вовлечь в свою деятельность наибольшее их количество. Одновременно увеличивается время действия с каждым предметом (игрушкой), появляется многообразие действий. Предметно-манипулятивная деятельность становится ведущей в раннем возрасте (см. ).

В недрах предметно-манипулятивной деятельности формируются предпосылки др. видов Д. д. - игровой, продуктивной, элементов трудовой .

В процессе обучения и воспитания к концу дошкольного возраста формируется также познавательная деятельность .

Добавление: Важно отметить, что все выделенные выше виды Д. д., по крайней мере, в своих начальных формах обязательно имеют характер совместной деятельности ребенка со взрослым. Они не возникают и не развиваются чисто спонтанно, но организуются и осуществляются сначала взрослыми вместе с детьми. Лишь постепенно возникают условия для относительной автономизации (индивидуализации) тех или иных созревших форм Д. д. Поэтому не м. б. в принципе противопоставления деятельностного подхода к развитию (А . Н . Леонтьев и др.) и коммуникативного подхода Л . С . Выготского . Оба подхода идеально совместимы, отчасти взаимодополнительны, а в целом предполагают друг друга, т. е. ни Выготский не мыслил общение вне Д. д., ни Леонтьев - Д. д. вне общения. Различие между ними столь же глубокое, как между словосочетаниями коммуникативно-деятельностный и деятельностно-коммуникативный подходы, (Б. М.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "деятельность детская" в других словарях:

    Деятельность Детская - активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, в ходе которого происходит онтогенетическое формирование его психики. При реализации деятельности, за счет подстраивания ее к ра … Психологический словарь

    Деятельность детская - основная форма активности ребенка и основной источник развития психики в процессе онтогенеза. Потребность в активной деятельности является одной из главных потребностей ребенка. В детстве она приобретает несколько «ликов», и у детей формируется… …

    Продуктивная деятельность детская - деятельность ребенка с целью получения продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т.п.), обладающего определенными заданными качествами. Основными ее видами являются конструктивная и изобразительная деятельность. П. д. д.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Предметная деятельность детская - деятельность, направленная на овладение социально выработанными способами употребления различных «культурных предметов»: орудий, игрушек, предметов одежды, мебели и т.п. Согласно концепции ведущей деятельности, П. д. является таковой в раннем… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Этимология. Происходит от греч. psyche душа, logos учение. Категория. Раздел психологии. Специфика. Посвящена исследованию закономерностей психического развития ребенка. Основным предметом анализа являются движущие причины и условия… … Большая психологическая энциклопедия

    Под деятельностью в педагогике принято понимать инициативу в осуществлении определенных действий, направленных на реализацию своей воли, познание мира, осмысление окружающих предметов и явлений, творческое и созерцательное восприятие. Основные виды деятельности в ДОУ по ФГОС выделяют в связи с:

    • проведением анализа наиболее эффективных видов активности дошкольников, необходимого для планирования воспитательно-образовательной работы детского сада;
    • планированием результатов работы для реализации целей и задач ФГОС дошкольного образования;
    • разработкой предметно-пространственной и развивающей среды, которая соответствует возрастным и психофизическим потребностям детей;
    • поиском новых форм и способов организации досуга дошколят.

    Основные виды деятельности в ДОУ по ФГОС

    Благодаря правильно организованной развивающей предметно-пространственной среде дошкольники систематически расширяют горизонты знаний, навыков и умений, а их активность, которая проявляется в разных видах деятельности, последовательно повышается. Поскольку действующее законодательство классифицирует пять образовательных областей, которым соответствуют 5 видов деятельности по ФГОС в ДОУ (познавательная, физическая, речевая, социально-коммуникативная и художественно-эстетическая), в детских садах развитие воспитанников организуют согласно этим нормативным ориентирам. Содержание образовательных областей определяется в соответствии с программным содержанием и возрастными особенностями детей, а потому реализуется не только через занятия, но также через досуговые формы активности.

    В методической литературе и среди педагогов дошкольного образования нередко встречается незнание основных видов деятельности детей, спровоцированное различием классификаций, установленных федеральным стандартом (9 видов деятельности) и числом образовательных областей (5 областей). Возникает подобное разночтение поскольку долгое время активность дошкольников соответствовала областям образования, а согласно принятому ФГОС ДО, к привычных игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской деятельности, ИЗО и музыке были добавлены конструирование и ручной труд, самообслуживание и трудовая деятельность, восприятие фольклора и художественной литературы. Таким образом, возрастным потребностям детей дошкольного возраста соответствует 9 основных видов деятельности в ДОУ по ФГОС, обеспечивающие всестороннее развитие и приобщение к общекультурным ценностям.

    Поскольку среди существующих классификаций видов деятельности в наиболее значимые для реализации определяются примерной образовательной программой и могут отличаться формами и содержанием, на ключевых из них следует остановиться подробнее.

    Игровые виды детской деятельности в ДОУ по ФГОС

    Игра - не только одна из ключевых форм активности дошколят, но также средство познания мира. Именно поэтому для возрастного развития стратегическое значение имеет игровая активность с дидактическим компонентом, поскольку только так дети учатся копировать поведение взрослых, что обеспечивает оптимальный психоэмоциональный рост. Сюжеты и сложность правил игровой деятельности зависят от возрастных особенностей детей: самые маленькие преимущественно повторяют за взрослыми простые действия (говорят по телефону, имитируют жесты, трудовую активность представителей разных профессий, действия и звуки животных), но в процессе взросления воспитанники детского сада переходят к игровых моделям с более сложным сюжетом и правилами, а в старшем дошкольном возрасте и вовсе будут способны самостоятельно создавать игровые сюжеты, распределять роли в них среди своих сверстников (игры в школу или магазин, дочки-матери).

    Первостепенное значение игровой деятельности в детском саду продиктовано не только требованиями ФГОС и Конвенцией о защите прав детей, но и воспитательной ролью игр, способствующих появлению всесторонне развитых личностей. Игровые виды деятельности в ДОУ по ФГОС положительно влияют на воспитание инициативности, гуманизма, любознательности, толерантности и активности у детей дошкольного возраста. Для достижения педагогических учебно-воспитательных целей игровая активность должна соответствовать возрасту детей.

    Игровая деятельность в детском саду организуется в разных целях в зависимости от возрастных групп воспитанников:

    Возрастная группа Особенность игровой деятельности
    Первая младшая группа Дети учатся играть, не мешая друг другу, используя единое пространство группы или площадки. Воспитатели на этом этапе взросления способствуют обогащению эмоционального опыта детей, расширению представлений малышей об окружающем мире, существующих предметах и явлениях, поясняют возможности переноса функций предметом (например, на одной машине можно прокатить и медвежонка, и куклу, одной ложкой можно накормить и зайчика, и мальчика). В младшем детском возрасте закладываются предпосылки для сюжетно-ролевой игры.
    Вторая младшая группа Сюжетное разнообразие игр расширяется за счет личного опыта (малыши играют в детский сад, больницу или магазин), практикуется приобщение к коллективным формам деятельности. Дети в 3-4 года должны уметь выбирать роли согласно собственным предпочтениям и интересам, стараться имитировать движения, звуки и манеру поведения животных и птиц, литературных и сказочных персонажей, практиковать классификацию предметов и игрового инвентаря по различным принципам (по цвету, форме, размеру).
    Средняя группа В этом возрасте малыши активнее выполняют игровые функции в рамках установленных правил, имеющегося реквизита и распределенных ролей. Педагогам важно стимулировать активность воспитанников посредством выполнения различных заданий, тренировки тактильных умений, моторики, освоения правил популярных дидактических и сюжетно-ролевых игр.
    Старшая группа Дети практикуют групповые формы игровой деятельности в рамках адекватного соревновательного компонента: они обсуждают правила игры, согласовывают действия, распределяют роли, в случае возникновения спорных ситуаций они находят компромиссы. Воспитатель в старшей группе чаще консультирует и наблюдает, выполняя второстепенную, а не ведущую роль в игре. Он поощряет детей на проявление инициативы, на творческое осмысление сюжетно-ролевых игр, фольклорных и литературных произведений.
    Подготовительная группа Игровая активность становится сложнее, игровой инвентарь используется реже, что позволяет задействовать творческое мышление и фантазирование детей. Дидактический компонент досуговой деятельности постепенно расширяется, дети при поддержке воспитателя приобщаются к трудовой и художественной деятельности, когда мастерят декорации и инструментарий для игр.

    Демонстрируя безграничные воспитательно-развивающие способности игр, воспитатели используют интеллектуальные, дидактические, сюжетно-ролевые, спортивные, подвижные, поисковые, экспериментаторские, пальчиковые и прочие игры. Театрализованные игры являются отдельным видом деятельности в ДОУ, интегрированным с художественной и коммуникативной, тем самым обеспечивая развитие эмоционального интеллекта, творческое переосмысление игровых сюжетов и окружающей действительности, расширение чувственного опыта.

    Познавательно-исследовательские виды деятельности в ДОУ по ФГОС

    Среди всех детских видов деятельности по ФГОС в ДОУ врожденную любознательность дошкольников реализует исследовательская активность. Она отражает характерные для дошкольников психофизиологические потребности и стремление к познанию действительности посредством изучения явлений и предметов окружающего мира. В процессе взросления дети осваивают сенсорные способности и базовые математические представления, расширяют представление о мире, их активность становится более продуктивной. В связи с этим познавательно-исследовательская деятельность в разных группах реализуется по-разному:

    1. Младшие дошкольники развивают пространственное мышление посредством трансформации предметом (построения конструкций из конструктора, игры с роботами-трансформерами, машинами-трансформерами), удовлетворяют исследовательский интерес, расширяя представления о природных явлениях, животных и растениях, геометрических фигурах. Осуществляя познавательно-исследовательские виды деятельности, дети развивают речевой аппарат, мелкую и крупную моторику.
    2. В среднем дошкольном возрасте воспитателям важно всячески поощрять исследовательско-поисковую работу детей, которая осуществляется через группировку, сортировку и сравнение различных явлений и предметов, расширения математических навыков и знаний, формирования основных представлений об истории и культуре России.
    3. Начиная со старшего дошкольного возраста дети приобщаются к планированию исследовательской деятельности, учатся делать выводы, обобщать и систематизировать информацию, доводить запланированное до конца, распределять обязанности между сверстниками для выполнения поставленных задач. В процессе работы воспитанники расширяют словарный запас, обучаются простейшим математическим операциям (складывают и отнимают, определяют большее и меньшее).
    4. В подготовительной группе детского сада в процессе проведения занятий дошкольники расширяют знания о народах и странах, планете Земля, своей Родине, животном и растительном мире, закрепляют знания, полученные в течение дошкольного детства. Дополнительно детей знакомят с ключевыми для страны и истории государства событиями, профессиями, делают все для формирования навыков, которые потребуются выпускникам ДОУ в школе.

    Свою эффективность в контексте организации познавательно-исследовательской работы доказали занятия-наблюдения за явлениями природы, опыты, работа с природными и наглядными материалами, просмотр мультиков, видеороликов и телепередач обучающего характера, моделирование, коллекционирование, поисковые проекты и прочие методики.

    Коммуникативная детская деятельность в ДОУ по ФГОС

    От степени сформированности речевых навыков дошкольников зависит уровень их взаимодействия с педагогами и сверстниками. Поскольку в процессе освоения средств родной речи дети сталкиваются с неизменными сложностями, коммуникативные виды деятельности в ДОУ по ФГОС, интегрированные с другими формами активности, составляют основу учебно-воспитательного процесса. Речевые компетентности воспитанников детского сада повсеместно развиваются в режимных моментах и непосредственной образовательной деятельности, однако основополагающее значение приобретает также инициативность ребенка, его готовность развиваться, осваивать новые знания, а потому воспитателям важно стимулировать коммуникативную активность детей. Последнее в условиях детского сада реализуется посредством заслушивания сказок, заучивания стихотворений, пересказа литературных произведений, разыгрывания театрализованных представлений и других форм.

    Реализация речевой деятельности отличается в зависимости от возрастной категории детей:

    Возрастная группа Особенность речевой деятельности
    Первая младшая группа На этом этапе ключевое значение имеет формирование звуковой культуры речи у детей, развитие пассивного словаря, который создаст предпосылки для общения со взрослыми и сверстниками без повышения голоса. В результате воспитанники ДОУ смогут выражать свои мысли и эмоции без крика спокойным тоном.
    Вторая младшая группа В ходе коллективной игровой деятельности у дошкольников тренируется артикуляционный аппарат, расширяется словарный запас и активный звукоряд. Дети учатся новым для себя выражениям, в том числе формам обращения к старшим, педагогам и домочадцам.
    Средняя группа Важной задачей этого этапа детства является умение детей слушать, составлять связные высказывания, выражать собственную мысль. В процессе обучения детям прививаются навыки самоконтроля, осуществляется развитие мелкой моторики.
    Старшая группа Развитие речевых компетенций осуществляется в ходе диалогической и монологической речи. В процессе формируется толерантность, доброжелательное отношение к окружающим, высокие морально-этические и нравственные качества. Речевая деятельность осуществляется в контексте национальной, гражданской и гендерной идентичности.
    Подготовительная группа Накануне поступления в школу дети учатся строить связные высказывания на заданную тему, расширяют словарный запас посредством запоминания литературных и фольклорных произведений, изучения терминов, антонимов и синонимов к известным им словам. Параллельно осуществляется тренировка интонации.

    Для развития коммуникативной активности детей воспитатели используют слушание сказок, стихов, скороговорок, организуют инсценировки с элементами диалогической речи, подвижные игры, викторины, конкурсы чтецов стихотворений, задания на воспроизведение различных слов и рассказов.

    Продуктивные виды деятельности в ДОУ

    Практика использования продуктивных видов деятельности в детском саду обеспечивает формирование у детей усидчивости, выдержки, внимательности, терпения, навыков аналитической работы, структурного оценивания возможностей предметов, системного подхода к окружающей действительности. Такие формы активности закладывают фундамент для успешной творческой самореализации детей. Продуктивная деятельность опирается воспроизведение увиденного ранее с творческим компонентом и добавлением уникальных элементов.

    Чаще всего продуктивная активность в условиях детского сада реализуется посредством конструирования: младшие дошкольники создают простейшие конструкции из кубиков, выделяя отдельные части постройки, достраивая или перестраивая их, оборудуя конструкции со свободным пространством внутри. В среднем дошкольном возрасте воспитанники расширяют свои представления о размерах, форме и фактуре предметов, а потому учатся создавать постройки по словесным указаниям воспитателя, а не собственным представлениям и визуальному примеру. Для возведения конструкций дети используют простейшие сооружения, для чего объединяются в группы, чтобы строить еще более объемные фигуры. В старшем дошкольном возрасте дети могут реализовать задания любой сложности, сконструировать постройку заданной тематики или формы, могут реализовывать продуктивные виды деятельности в ДОУ по ФГОС самостоятельно по инструкции.

    Однако спектр продуктивных видов деятельности в детском саду не ограничивается конструированием, а потому воспитатели используют и другие формы детской активности, среди которых особое место занимают:

    1. Рисование (мелками, красками, карандашами или другими изобразительными средствами). У детей развивается абстрактное и творческое мышление, а руки готовятся к письму, если они систематически рисуют на специальной доске, бумаге, асфальте или холсте.
    2. Лепка - лучший метод работы над мелкой моторикой рук. Использование пластичных материалов (глины, кинетического песка или пластилина) оптимизирует координацию движений детей, формирует усидчивость, осознание пропорций и положения тел в пространстве, внимания к деталям, пространственного мышления.
    3. Аппликации, поделки из природных и подручных материалов, тканей способствуют творческому самовыражению детей, переосмыслению отдельных событий, явлений и предметов.

    Тематические выставки детских работ, украшение помещений и мероприятий к праздникам результатами творчества воспитанников открывает перед детьми осознание значимости художественного труда, обеспечивая широкие возможности для самореализации. К сожалению, в последнее время дети все чаще теряют интерес к традиционным видам продуктивной деятельности, а потому воспитателям необходимо находить новые, более современные формы активности, которые следует включать в воспитательный процесс. Практика российских и зарубежных детских садов доказывает, что дети увлеченно вовлекаются в скрапбукинг, оригинальные оформительские техники (тиснение, контуринг), с интересом создают иллюстрации из журнальных вырезок, учатся азам плетения, что открывает безграничные возможности для внедрения практических видов деятельности в педагогический процесс ДОУ.

    Трудовые виды деятельности в ДОУ по ФГОС

    Чтобы дети с самого младшего возраста могли самостоятельно удовлетворять свои базовые физиологические потребности, более уважительно относиться к своему и чужому труду, систематически укреплять здоровье, важна практика привития трудовых навыков. Именно поэтому в детских садах практикуются различные виды трудовой деятельности, которые положительно влияют на развитие у воспитанников ДОУ чувства ответственности и самостоятельности, осознанного подхода к продуктивной деятельности.


    К элементарному труду детей приобщают последовательно, учитывая возрастные и физиологические возможности дошкольников, а потому:

    • в первой младшей группе трудовая деятельность дошкольников заключается в умении одеваться и раздеваться самостоятельно, мыть руки после прогулки и перед едой, пользоваться горшком, использовать ложку и вилку;
    • во второй младшей группе воспитанники детского сада расширяют спектр имеющихся умений и навыков, учатся оказывать посильную помощь воспитателям и няням;
    • в средней группе дошкольники 4-5 лет учатся оценивать свои способности и объем работы, достигать поставленных целей, доводя начатое дело до конца, что прививает способность к саморегуляции (воспитателям при этом стратегически важно поощрять трудовую инициативу детей, их желание оказывать помощь);
    • старшие дошкольники должны контролировать состояние и расположение личных вещей, игрушек, учебных принадлежностей и прочего;
    • в подготовительной группе дошкольники должны без труда ухаживать за своей одеждой и обувью согласно инструкциям педагога.

    В режимных моментах, во время прогулок, проведения занятий и мероприятий, дежурств под контролем воспитателя дети осуществляют базовые виды трудовой деятельности. Для этого педагоги привлекают детей к уходу за цветами, растениями на участке, сбору природного материала и изготовлению из него предметов декора, которые в дальнейшем используются для украшения пространства группы, к созданию кормушек для птиц, уборке листьев или снега и другим простым развивающим заданиям.

    Музыкально-художественные виды деятельности детей в ДОУ по ФГОС

    Дошкольников всех возрастов активно приобщают к миру музыки, что способствует развитию эстетического восприятия мира, эмоциональной сферы, исполнительских способностей, ритмики, а потому создает возможности для всестороннего развития личности ребенка. Воспитатели на занятиях и во время прогулок, а музыкальные руководители на занятиях музыкой активно знакомят детей с различными музыкальными произведениями, что развивает у них чувство прекрасного и музыкального вкуса.

    Поскольку речь и музыка имеют схожую интонационную природу, регулярная практика исполнительства способствует развитию коммуникативных навыков, овладением темпом, высотой, силой речи, служит профилактикой речевых дисфункций и нарушений. Среди 9 видов деятельности в ДОУ по ФГОС музыка занимает одну из ключевых позиций, поскольку эта форма активности интегрирована с другими образовательными областями, включая изучение народного творчества и художественного слова. Дети всех возрастов прослушивают сказки, стихотворения, фольклорные произведения, участвуют в творческом фантазировании и инсценировках. Воспитателям на этом этапе важно всячески способствовать привитию любви к художественному слову, народным и академическим музыкальным произведениям, понятиям морали и этических норм, азам критического мышления.

    Личная инициативность и вклад воспитателя во многом определяют педагогическую работу по восприятию художественного и музыкального творчества детьми, поскольку именно от педагога и музыкального руководителя ДОУ зависит, смогут ли дети приобщиться к прекрасному посредством знакомства с музыкой и литературой, почувствуют ли у себя потребность в продолжении изучении мира искусства. В контексте этого ключевое значение приобретают интегративные виды творчества, объединяющие различные формы активности, например, театрализованные и музыкально-дидактические игры, инсценировки и импровизации, постановки танцевальных номеров или художественных произведений с музыкально-песенным сопровождением и прочее.

    Детские виды двигательной деятельности по ФГОС в ДОУ

    Потребность в движении заложена физиологией детей, однако по причине массового распространения современных технологий и изменения принципов организации семейного досуга двигательная активность дошкольников не удовлетворяется в полной мере. Именно поэтому в детском саду воспитатели и инструкторы по физическому воспитанию стремятся максимально наполнить режимные и досуговые моменты различными формами активности, что позволит укрепить здоровье детей, заложить основы здорового образа жизни и осознанного отношения к своему здоровью. Регулярное совершенствование физических способностей дошкольников служит залогом гармоничного развития подрастающего организма.

    Организация двигательной активности осуществляется с оглядкой на возраст воспитанников и их физиологические возможности:

    1. В младших группах дошкольникам необходимо освоить упражнения с мячом (бросание и катание), непрерывный бег в течение 30 секунд, прыжки на месте, выполнение имитационных упражнений (например, олений бег или прыжки кузнечиком), подвижные игры и умение забираться на первые рейки шведской стенки.
    2. В средней группе детского сада воспитанники выполняют упражнения на тренировку равновесия, силы, координации движений, развивают базовые двигательные навыки, бег, прыжки.
    3. Старшие дошкольники расширяют амплитуду движений и спектр двигательных навыков посредством сочетания различных упражнений. Под контролем воспитателя выполняются закаливающие процедуры, а в досуговых формах активности используются соревновательные моменты, спортивные игры и эстафеты.
    4. В подготовительной группе наряду с различными видами образовательной деятельности в ДОУ по ФГОС используются хороводные и спортивные игры, во время которых развиваются различные группы мышц, практикуются простые и сложные формы активности, тренируется ловкость, сила, выносливость.

    Среди всех форм двигательной активности наиболее эффективными являются строевые и подвижные игры, хороводы, танцевальные упражнения, зарядка, утренняя гимнастика, азы пешеходного туризма, катание на велосипедах, санках и самокатах.

    Как мотивировать детей на реализацию различных видов образовательной деятельности в ДОУ по ФГОС?

    В дошкольном воспитании ключевое значение имеет правильное распределение образовательной нагрузки на детей. Неустойчивое внимание дошкольников, которое обусловлено физиологическими и возрастными факторами, провоцирует закономерные сложности в процессе реализации образовательной деятельности при переходе от одного вида детской деятельности к другой

    Опытные педагоги, которые не привыкли надеяться на не поддающиеся контролю факторы, разработали комплекс методик, позволяющих с легкостью мотивировать детей на смену вида активности. Чаще всего они используют:

    1. Беседы - метод, позволяющий актуализировать внимание дошкольников, облегчая переход к коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой или музыкально-художественной деятельности. Воспитатели практикуют создание картотеки бесед, которую в дальнейшем можно применять в ходе реализации образовательно-воспитательного процесса с детьми разного возраста.
    2. Загадки - увлекательный способ воздействия на воспитанников, который не требует значительных временных затрат на занятии, однако вносит элементы развлекательного и соревновательного характера. Загадывание обеспечивает простой переход от творчества, трудовой или продуктивной деятельности к, например, образовательной.
    3. Стихотворения - служат стимулирующим фактором перехода к трудовой и двигательной активности, выполнению простых поручений, реализации исследовательско-познавательной, изобразительной и игровой деятельности.
    4. Сказки - помогают мотивировать детей на образовательную или трудовую активность, объясняют природу вещей, окружающий мир и особенности взаимоотношений в нем простыми и доступными словами. Фантазийные сказочные сюжеты уместны в процессе реализации практически всех видов деятельности в ДОУ по ФГОС.
    5. Средства визуализации (картинки, плакаты, схемы) настраивают дошкольников на продуктивную, познавательно-исследовательскую, коммуникативную и музыкально-художественную активность.

    Связующим звеном в процессе перехода на другой вид деятельности может служить игровая, наиболее характерная воспитанникам ДОУ и отвечающая их возрастным потребностям. Именно ее можно использовать и как основной инструмент интеграции, если возникает необходимость обеспечить комплексную подготовку детей к многокомпонентной образовательной работы с максимальным вовлечением.

    Получите диплом установленного образца

    Узнать больше о нормативно-правовом регулировании образовательной деятельности ДОО, разработке основной образовательной программы дошкольного образования и получить методические рекомендации экспертов поможет учебная программа «Организация и контроль качества образовательной деятельности в ДОО»

    Интеграция видов деятельности в ДОУ по ФГОС

    Ключевой тенденцией последних лет в сфере дошкольного образования стало увеличение объема образовательной нагрузки, что обуславливает важность интеграции основных видов деятельности в ДОУ по ФГОС. Дети с раннего возраста сталкиваются с необходимостью освоения значительного объема информации, а для большинства родителей кажется абсолютной нормой организация содержательного досуга любимых чад в школах раннего развития, на курсах иностранных языков, в танцевальных и спортивных студиях. Как следствие - большое количество воспитанников демонстрирует низкую концентрацию внимания, что значительно усложняет реализацию программного содержания. Дошкольная педагогическая практика нуждается в новых организационных решениях, и в свете этого интеграция различных видов активности малышей становится оптимальным организационным решением.

    К интегрированной воспитательной деятельности независимо от формы ее организации - в форме занятий или нерегламентированной активности - предъявляется ряд требований, к числу которых следует отнести:

    1. Строгая продуманность, четкость структуры с лаконичным включением каждого отдельного компонента. Интеграция предусматривает необходимость некоторого снижения объема каждого из видов детской деятельности в ДОУ по ФГОС для обеспечения общего показателя результативности учебной работы.
    2. Четкая, легко прослеживаемая взаимосвязь между отдельными компонентами, которая достигается только при условии тщательной проработки материала.
    3. Значительная информативность, доступность информации, разъяснение которой проводится в границах установленного времени.

    Успешная организация интегрированных занятий в детском саду обуславливает отказ от традиционных методов взаимодействия воспитателя и детей в пользу ведения поисковой, исследовательской, эвристической деятельности, последовательного анализа, поиска ответа на проблемные вопросы. Задача педагога - научить малышей изучать все характерные черты отдельного предмета или явления, что способствует последовательному выполнению всех видов деятельности, предусмотренных ФГОС ДО, и удовлетворения возрастных психофизических потребностей.

    Важно отметить, что для всех видов детской активности характерно поступательное развитие в рамках пяти этапов: свободное экспериментирование, возникновение затруднения, работа вместе со взрослым (формирование навыка), деятельность совместно или рядом со сверстниками (тренировка навыка), самодеятельность с включением творческого элемента (закрепление навыка и его последующее расширение). Каждый из этих этапов является важным, но ключевым остается именно процесс взаимодействия ребенка со взрослым, и в рамках интегративной деятельности ему уделяется максимальное количество времени. Практика показывает, что такая педагогическая модель способствует быстрому обогащению личного опыта дошкольников, а потому ее включение в организацию воспитательного процесса признается целесообразным.

    Пройдите тест на тему "Организация и контроль качества образовательной деятельности в ДОО"

    Только треть ваших коллег проходит этот тест без ошибок


    марина исаева

    Цель : сконструировать многофукциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении .

    Задачи :

    Организация развивающей среды , способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов ;

    Создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников ;

    Комфортных условий пребывания воспитанников, приближенных к домашним;

    Содействие сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной ППРС;

    Приобщение дошкольников к активной предметно -преобразовательной деятельности в интерьере.

    Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

    Моя группа тоже не стала исключением из правил стандартов ФГОС .

    Добро пожаловать в среднюю группу «Ежата» !

    В раздевалке группы находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям, доска для детского творчества.

    При организации предметно- развивающей пространства группы я учитывала многие принципы построения развивающей среды :

    экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно -пространственным окружением; возможность самовыражения детей.


    Содержательность и насыщенность пространства соответствует и меняться в зависимости от возрастных особенностей и потребностей детей , а так же периода обучения, образовательной программы и лексической темы или темы проекта. Например, с введением в образовательный процесс новой лексической темы меняется и содержание развивающего пространства : в уголок творчества подбираются доступные для детей схемы лепки и изготовления поделок, в книжный уголок – соответствующая литература, в уголок познания – дидактические и настольные игры и т. д. ППРС имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию . Среда не только развивающая , но и развивающаяся .

    Трансформируемость – я стараюсь обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей. Трансформируемость в моей группе выражается в таких предметах как скакалки , гантели, верёвки, которые могут быть разделителями пространства.


    В нашей развивающей среде существует уютное место для отдыха, уголок уединения и релаксации. Здесь ребёнок может отдохнуть. Пространство уголков уединения также трансформируется детьми в какую- либо сюжетно ролевую игру.



    Полифункциональность - обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности.

    В группе присутствуют полифункциональные предметы : жёлтый мячик может превратиться в яблоко, красный мячик – в помидор и т. д.


    В группе есть коробка с предметами-заместителями , для детей – ящик замечательных вещей.


    В уголке природы присутствует природный материал, который полифункционален, дети могут использовать его как дополнительный материал при лепке, для развития мелкой моторики , ну а так же как любой предмет-заместитель .


    Вариативность – обеспечивать в группе различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов .

    Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды. Оформлены макеты (домашние и дикие животные, аквариум)


    Цель : обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитание любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями и животными, формирование начал экологической культуры



    Строительный уголок хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы .


    Ребята всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности.


    При создании ППРС необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду как общим , так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

    В группе есть игры , которые интересны в первую очередь, мальчикам. Это «Уголок безопасного дорожного движения» . Он оснащн необходимыми ролевыми атрибутами и материалами для закрепления правил дорожного движения.


    В кукольном уголке любят играть наши девочки, ведь они будущие хозяйки и мамы, им надо многому научиться : приготовить обед, перепеленать, сшить обновку.


    Со второй половины года атрибуты для игр не выставляются, а хранятся в специальных контейнерах. На каждом контейнере наклеена картинка - маркировка. Дети самостоятельно подбирают атрибуты.


    Рядом с царством кукол – театр Сказок и уголок ряжения, способствующий стимулировать творческие замыслы, индивидуальные творческие проявления.


    Играя в театр, дети объединяются интересной идеей и демонстрируют неожиданные грани своего характера.

    Уголку творчества выделено отдельное самое светлое место в группе .


    Здесь в свободное время ребята рисуют, лепят, вырезают и мастерят. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом.

    Здесь же организовано место для небольшой выставки детских работ. Поддержав инициативу и стремление детей мы создали альбом, который так и назвали «Времена года глазами детей» . Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

    Рядом с уголком творчества размещен книжный уголок, чтобы дети могли рассматривать книги и здесь же рисовать к ним иллюстрации.


    Все книги и иллюстрации обновляются по мере прохождения материала. Один раз в 3 месяца проводится тематическая выставка произведений какого либо автора, вывешивается его портрет, детей знакомят с его творчеством.

    Спортивный уголок необходимо обеспечить игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности.


    Родители внесли огромный вклад в оснащение уголка- изготовили большое количество нестандартного оборудования. Ребята нашей группы с большим интересом занимаются с ним

    Неизменной популярностью пользуется «Уголок экспериментирования» или исследовательский уголок.


    Для детского экспериментирования подобраны разные материалы и оборудование – вс это вызывает общий интерес. Дает детям прекрасную возможность для познавательных игр, для использования органов чувств. Дети творят, мыслят и общаются. Предметное наполнение в данном уголке, не стеклянное, безопасное для детей.

    Патриотический уголок способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны, посёлка.


    В уголке присутствуют куклы в национальных костюмах, в свою очередь они тоже мобильны и могут переходить в уголок природы, знакомить детишек предметами одежды , связанные с сезонными изменениями в природе.


    Уголок дидактических игр периодически обогащается новыми играми, пособиями, красочным материалом.


    Для обеспечения богатства сенсорных впечатлений здесь же создан уголок сенсомоторного развития , предназначенный также для развития мелкой моторики , тактильных ощущений. Здесь представлены игры с цветными прищепками, всевозможные шнуровки, «тактильная гусеница» , шумовые бочонки, тактильные дощечки и др.

    Одним из условий, необходимого для инклюзивного образования является то, что в группе я разместила пооперационные карты, на которых в виде символов обозначена четкая последовательность действий. Схему, отражающую нужную последовательность действий ребенка при сборах на прогулку, я разместила непосредственно на шкафчике ребенка .

    Уголок музыкального развития способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами.


    Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах. В группе создана фонотека , в которой находятся записи классической и народной музыки, звуки природы (леса, голоса птиц, шум моря, а так же различные музыкальные сказки.

    Мы стараемся использовать современные нформационно-технические технологии в учебно-воспитательном процессе. Дети с удовольствием работают на таких занятиях, активно включаются в выполнение заданий, так как технические средства позволяют включать в процесс воспитания и звук, и действие, и мультипликацию, что повышает интерес и внимание детей.

    В группе обеспечен свободный доступ воспитанникам (в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм,игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды

    детской активности; материал на уровне глаз детей и вытянутой руки.

    И конечно, нельзя не сказать о безопасности предметно-пространственной среды . Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. С целью приближения обстановки дошкольного учреждения к домашней активно используются ковровые покрытия. Поглощая звук, они создают благоприятные возможности для восприятия естественных звуков (ветра, дождя, голосов птиц и др.)

    В группе ежедневно по утверждённому графику функционирует бактерицидный облучатель. Вся мебель в группе изготовлена из безопасных сертифицированных материалов, дизайн мебели предусматривает отсутствие острых углов, мебель закреплена, игрушки не сломанные.

    Все игрушки и игровой материал размещён таким образом, чтобы дети могли свободно им играть и убирать на место. Для этого имеются стеллажи, шкафы, выдвижные ящики. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа .

    Главой задачей воспитания дошкольников является создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда , в которой проходит воспитательный процесс.

    Наталья Владимировна Григорьева
    Характеристика видов деятельности детей дошкольного возраста

    Деятельность ребенка разнообразна и насыщена. В любой деятельности дети развиваются , проходят процесс социализации, обучаются и постигают новые знания и умения. Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игровая деятельность . А. С. Макаренко писал : «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет такое же значение, какое у взрослого имеет деятельность , работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит в игре ».

    Игра это не произвольная выдумка ребенка, а отражение жизни. Основной источник детских игр – знакомство с жизнью и трудом взрослых. Игра детей раннего возраста – манипулирование с предметами и игрушками, направленное на овладение их свойствами. В дошкольном возрасте возникает ролевая игра, в которой дети берут на себя определенную роль.

    Младшие и старшие дошкольники играют по – разному . Старшие играют коллективно, заранее распределяют роли между собой.

    У младших этого нет. Они играют только рядом. Их не интересует результат игрового действия, они увлекаются самим процессом игры. У детей 6-7 лет игра более содержательная, так как они больше знают о той стороне жизни, которую изображают в игре.

    Старшие ребята более придирчиво следят, чтобы в игре выполнялись правила.

    Также есть дидактические игры, настольно – печатные, где дошкольники получают новые знания об окружающей действительности, получают сенсорное развитие, развитие моторики.

    Двигательная деятельность . Развивается в подвижных играх, физических упражнениях, физ. минутках. У детей развиваются физические качества, воспитываются чувства взаимопомощи, дружбы, справедливости. Обогащается запас движений, укрепляется здоровье ребенка, происходит приобщение к здоровому образу жизни.

    Изобразительная (продуктивная) деятельность . Эта деятельность приобщает малышей к миру прекрасного, развивает эстетические чувства, мелкую моторику, сенсорику ребенка. Малыш не только учится пользоваться кистью, красками, но и заряжается положительной энергией, так как изобразительная деятельность благотворно влияет на психо – эмоциональное состояние.

    При обучении детей технике рисования , важное значение имеет словесная инструкция. В раннем, младшем дошкольном возрасте весь процесс сопровождается словесными инструкциями и показом. В старшем возрасте дети уже выполняют действия по одному словесному указанию.

    Трудовая деятельность также присутствует в жизни детей . Конечно, детей не заставляют работать до выступления пота, их постепенно приобщают к труду. В процессе трудовой деятельности ребенок овладеет трудовыми навыками. Дети дошкольного возраста могут выполнять некоторые виды этой деятельности :

    Труд в природе (посадка, полив растений, уборка участка) ;

    Самообслуживание (уход за своими вещами, поддерживать чистоту в комнате и т. д) ;

    Дежурство (сервировка стола – старшие дошкольники , подготавливать рабочее место);

    Ручной труд (подклейка книг, помощь в строительстве кормушек) .

    Коммуникативная деятельность . На протяжении любого возраста детям необходимо общение. На раннем этапе особенно важно общение со взрослым, который является для ребенка проводником в большой мир. В раннем возрасте важно сопровождать поведение малышей речевыми обращениями к ним, короткими беседами, комментированием происходящего. В течение дня педагоги должны находить время для индивидуального общения с ребенком. В данном возрасте сохраняется прямая зависимость речевого развития от двигательного и познавательно – сенсорного. Развитие движений является базой для познания окружающего мира, а познавательное развитие – средством для развития речи. Детям трех лет доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы, однако при этом малыш часто отвлекается от содержания вопроса. Умением связно излагать свои мысли дети младшего дошкольного возраста только начинают овладевать, допуская много ошибок в построении предложений. Речь ребенка ситуативна, преобладает экспрессивное изложение. Первые связные высказывания 3 –х летних детей состоят из 2 – 3 фраз. Обучение разговорной речи в младшем дошкольном возрасте и её дальнейшее развитие является основой для формирования монологической речи.

    В среднем возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря, объём которого достигает 2,5 тыс. слов. Высказывания становятся более развернуты и последовательны, хотя структура речи еще несовершенна. В средней группе начинают обучать составлению небольших рассказов по картинкам.

    В старшем возрасте также необходимо общение со сверстниками. Связная речь этого возраста достигает довольно высокого уровня. На вопросы отвечают точными, краткими или развернутыми ответами. Развивается умение оценивать высказывания и ответы товарищей, дополнять или исправлять их. Дети могут последовательно и четко составить описательный или сюжетный рассказы на предложенную тему. В процессе общения ребенок развивает свои коммуникативные навыки, развивает речь, учится взаимодействовать с окружающими людьми.

    Познавательно – исследовательская деятельность . Это различные игры с водой, природным материалом, измерительными приборами. Сейчас почти в каждой группе есть центр экспериментирования, в котором дети изучают различные измерительные приборы, делают опыты, на основе которых пытаются сделать выводы.

    Публикации по теме:

    Характеристика агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Агрессия– мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам.

    Консультация для педагогов «Создание условий для различных видов деятельности детей раннего возраста» В современном обществе все чаще отмечается повышение требований к физическому, психическому, личностному развитию детей. И одной из мер,.

    Консультация «Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития» Развитие в дошкольном возрасте является, как известно, продолжением развития, которое мы наблюдаем в раннем возрасте. Несмотря на то, что.

    Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей 3–4 лет с помощью различных видов деятельности Бусы Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие.

    Общая характеристика деятельности детей с нарушением интеллекта Изучение опыта зарубежных стран дает основания утверждать, что проблема интеллектуальных нарушений у детей дошкольного и младшего школьного.

© 2024 Мама и малыш - Информационный портал