Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Развитие ребенка 6 7 месяцев. Поведение ребенка в возрасте шести-семи месяцев. Маленькому человеку нужен новый зрительный опыт

Развитие ребенка от 6 до 7 месяцев Шесть месяцев назад, когда мама услышала первый крик своего малыша – ей совсем не верилось, что беззащитная кроха будет так быстро расти, становясь все более полноценным членом семьи.

Физиология седьмого месяца

Седьмой месяц – это и первый , и первый прикорм. Большинство детишек обзаводится нижним резцом именно в это время, но не стоит переживать, если этого не случилось. До года ребенку придется «вырастить» целых 8 зубов. Но скорость прорезывания – показатель индивидуальный, ничего не говорящий о здоровье. Посоветоваться с врачом нужно, если нарушается последовательность появления зубиков.

С полугода даже самым заядлым любителям грудного вскармливания начинают вводить прикорм. Тем, кто еще не был знаком ни с одним из продуктов, рекомендуют начинать с овощей или каш. Деткам, которые уже с четырех- и пятимесячного возраста расширяли свой рацион, на этом этапе можно попробовать ввести и мясные пюре.

Психология седьмого месяца

В своем развитии за полгода малыш проходит такой насыщенный путь, который взрослый человек не совершает уже до конца жизни. На седьмом месяце пора вносить воспитательные коррективы в жизнь ребенка. Сейчас он начинает осознавать, что каждое его действие находит ответную реакцию у старших. И поощрять плохое поведение не стоит. Зато с одобрением не надо бояться переборщить. Маленькому члену семьи важно знать, что хорошо, а что – не очень. И об этом ему рассказать могут только родители.

Усердствовать в «одергивании» и установке постоянных запретов нельзя. Уже сейчас мама и папа должны формировать свое отношение к растущему человеку. Ограничение свободы и режим «заключенного» — верная дорога к подавлению его любознательности и развитию агрессии в ответ на бесконечные замечания.

Новые навыки

    Активно совершенствуется ползание. Малыш уверенно двигается на четвереньках вперед и назад, выбирая интересное для него направление;
    Самостоятельно садится. Некоторые крохи еще некоторое время не овладеют этим навыком, но многие уже активно изучают мир из нового положения;
    Ребенок пытается вставать, цепляясь за перекладины кроватки. Особые крепыши к концу месяца могут даже сделать несколько шагов у опоры;
    Отличает окружающие предметы. Название вещей вокруг ему хорошо знакомы, если родители, конечно, об этом рассказывали. Так что он проворно схватит именно ту игрушку, которую его попросили.

Как проводить время с малышом

Ему любопытно все. Мама возьмет на руки – начнет хватать за уши и нос, вовсю веселясь. Тактильные ощущения играют большую роль в развитии. Но и различные звуки его интересуют. Колокольчики, поющие куклы, различные шуршащие бумажки – все это сразу завладевает его вниманием.

Приходит постепенное понимание взаимодействия с игрушками. Малыш знает, что мяч надо катать, а колечки нанизывать на пирамидку (правда, порядок надевания он еще не соблюдает, восприятие размеров придет позже). От родителей по-прежнему требуется увлеченно повествовать обо всем, что происходит вокруг.

Главным для семимесячного малыша становится взаимодействие с предметами и испытание их функций. Мама и папа лучше всех смогут показать ему, что делать с игрушками, а ребенок вдохновенно будет подражать их поведению.

Ваш малыш вырос и окреп, ежедневно радует новыми маленькими достижениями, дарит вам свою улыбку и смех. Вы уже привыкли к новому режиму, ждете первых шагов и слов. До этих навыков осталось совсем чуть-чуть.

Как выглядит полугодовалый малыш

Ребенок в полгода становится все сообразительней и ловчее. Он совершенствует двигательные навыки, пытается ползти, поднимает туловище в положение сидя, уверенно держит игрушку двумя руками.

Постепенно совершенствуется мелкая моторика, карапуз уже может поднимать мелкие предметы, координируя работу своих пальчиков. Тонус в конечностях исчез полностью и все движения крохи целенаправленны и осознанны. По движению его глаз и рук можно понять, что именно интересует ребенка в данный момент, предугадать движение.

Идет быстрое формирование первых привычек. Кроха узнает свои игрушки, родных, активно пытается общаться. Предметы, попавшие ему в руки, ребенок трясет, стучит ими, пробует на вкус, внимательно изучает, полученный при движении предметом, звук.

Общение с родителями вызывает у малыша восторг. Он уже далеко продвинулся в совершенствовании разнообразных звуков, с каждым днем они становятся все четче. Постепенно ребенок начинает применять различные интонации, по которым можно догадаться, что он хочет.

Физиологические изменения

Многих деток продолжают «мучить» зубы. Прорезывание первого зуба (нижнего резца) могло произойти еще 3 месяца назад, но у некоторых малышей оно только сейчас набирает обороты. Любой из этих вариантов является нормой. Об отсутствии зубов нужно начинать беспокоиться к концу 6-го месяца. В такой ситуации стоит обратиться к педиатру или детскому стоматологу.

Если в предыдущий месяц животик мог иногда волновать кроху, то к полугоду все симптомы кишечной колики исчезли. Желудочно-кишечный тракт готов к изменениям рациона, введению новых продуктов в прикорм.

К этому возрасту дети умеют переворачиваться со спины на живот и обратно, перемещать свое тело на подобии ползанья, не поднимая живот. Если взять кроху за подмышки или за руки и попробовать поставить на ноги, то малыш сможет постоять некоторое время. Переход в положение стоя начинает все больше привлекать малыша. Сидяон пытается схватиться за предметы и поднять свое туловище вверх.

Физическое развитие

Между 6 и 7 месяцами жизни малышу предстоит набрать около 600 грамм и вырасти на 1-3 см. Грудина по-прежнему растет быстрее головы и пропорции тела ребенка все больше становятся привычными. Окружность головы становится заметно меньше такого же показателя груди.

Самые активные детки в этот период могут набрать ниже установленной нормы, спокойные – больше. Во второй половине первого года жизни антропометрические показатели могут сильно отличаться. В этом большую роль играют генетические особенности организма, скорость появления основных навыков, темперамент крохи.

Основные антропометрические показатели полугодовалого ребенка в зависимости от пола

Нижняя граница веса Верхняя граница веса Нижняя граница роста Верхняя граница роста Средняя окружность головы Средняя окружность груди
Мальчик 6 месяцев 6,6 9,0 63 69 44 45
Мальчик 7 месяцев 7,1 9,5 65,1 71,1 45 46
Девочка 6 месяцев 6,3 8,3 62,5 68,8 43,3 43,7
Мальчик 7 месяцев 6,8 8,9 64,1 70,4 44,3 45

Нервно-психическое развитие и эмоции

Наряду с быстрым физическим развитием семимильными шагами развивается мозг и нервная система карапуза. Ежедневно кроха получает большой объем информации и обрабатывает ее. От общего знакомства с миром дети переходят к конкретному предметному изучению окружающих предметов. Их интересуют предметы и их возможности, события и причинно-следственные связи.

Взгляд карапуза становится все более осмысленным, наполненным любознательностью. По лицу малыша теперь намного проще понять его эмоции. Четко видно, когда малыш радуется или огорчен, раздражен или чувствует восторг. Эмоциональная окраска появляется и у лепета. В зависимости от настроения малыш может гулить тихо и медленно или быстро и громко. Уже можно понять хочет малыш на руки или поиграть, спать или кушать.

Малыш научился концентрировать свое внимание на выбранном предмете и может достаточно долго его изучать. Применяя к игрушке все известные ему способы манипуляций, можно наблюдать, как кроха ворочается с игрушкой в руке, трясет ее и прислушивается к полученному звуку.

Реакция на тон голоса находящегося рядом взрослого становится бурной и четкой. Малыш хмурится и плачет, реагируя на строгость и грубость, смеется и визжит – на улыбку, издает вопросительные возгласы, когда слышит, что кто-то пришел, но ему не видно кто.

Желание развивать речь проявляется вниманием к голосу взрослого. Полугодовалый малыш стремится повторить звуки за мамой, реагирует на собственное имя, может посмотреть на знакомый предмет, если его о нем спросить. Слоговые цепочки становятся длиннее, а гласные употребляются на распев. Уже в этом возрасте можно услышать «ма-ма-ма» или «ба-ба-ба», но это еще не слова, а тренировки. Пройдет буквально 2 месяца и у этих слогов появится реальный образ и малыш начнет их использовать, обращаясь к конкретному члену семьи.

Поведение

Усиливается недоверие к незнакомым людям. Даже родственники, которые бывают в гостях редко заставляют карапуза насторожиться и опасаться. Видя незнакомое лицо кроха перестает улыбаться и сосредоточенно его изучает, пытаясь понять, что ждать от нового человека. При попытках взять его на руки кроха отчаянно протестует, плачет. Это нормальная реакция. Врожденный инстинкт самосохранения заставляет карапуза опасаться всего нового и незнакомого.

Но пройдет совсем немного времени и кроха освоится, привыкнет к новым людям. Если гость предложит малышу игрушку и тот ее возьмет, значит процесс привыкания уже прошел. Но не стоит торопиться брать малыша на руки. Нужно дождаться, когда кроха начнет улыбаться и гулить с незнакомым для него человеком, сам попросит его взять.

Умения ребенка в 6 месяцев

Список умений ребенка в 6 месяцев уже довольно обширный. Освоение навыков у разных детей может быть на разном уровне, но большинство детей к этому возрасту умеют:

  • Ползать. Постепенно этот навык совершенствуется, кроха пытается поднять живот, чтобы обеспечить себе скорость. Стоит отметить, что некоторые дети оставляют приобретение этого навыка на потом. Вначале они учатся ходить, после чего, осваивают навык ползания. Для этих детей нормой к 7-ми месяцам считается умение приподнимать свое тело в положение стоя, держась за опору.
  • Сидеть. Часть детей уже самостоятельно поднимаются в это положение, другие — при помощи взрослых или опоры.
  • Вставать в кроватке, хватаясь за перекладины.
  • Узнавать знакомые предметы по названию.
  • Уверенно играть обеими руками, перекладывать игрушку, стучать ею и трясти.
  • Собирать пирамидку. Это умение в большинстве случаев появляется к концу 6-го месяца, но особо любознательные крохи осваивают навык раньше.
  • Играть лежа на животе, не опираясь на обе руки. Окрепшие мышцы спины позволяют крохе поднять и удерживать грудную клетку для совершения простых манипуляций руками.
  • Радоваться изменениям положения тела. Кроха смеется, когда его подкидывают или поднимают в воздух, качают или кружат.

Зрение, слух, реакция на звуки

Зрение и слух развиваются в паре. Уши и глаза – проводники информации об окружающем мире. Малыш долго может рассматривать предложенный ему предмет, подносить его к глазам и трясти в попытке извлечь звук.

Кроха с большим интересом прислушивается к окружающим его звукам, ворочает головой в попытках найти предмет, издающий шум. Он уже без труда различает звук открывающейся двери, в ожидании появления мамы начинает издавать призывные звуки.

Уши малыша могут воспринимать информацию разной интенсивности. Теперь карапуз реагирует не только на громкие звуки, но и на тихое звучание. Очень нравится малышам шелест бумаги и мамин шепот.

Благодаря развитию зрения и слуха, возрастают возможности звукоподражания. Теперь малыш часто может повторять за взрослыми простые слоги, быстро и точно воспроизводя предложенное.

Увеличивается дальность зрительных возможностей. Теперь малыш может рассматривать предмет не только вблизи, но и на расстоянии нескольких метров. Для расширения слуховых и зрительных возможностей стоит называть предметы, на которых малыш сосредотачивает свое внимание.

Хорошо на развитие зрения влияет разнообразие цветового решения в окружающих ребенка вещах. Яркие, однотонные и разноцветные игрушки помогают малышу тренировать рецепторы, делать выводы о разнообразии вещей и их окраски.

Волосы и ногти

Усиление роста волос и ногтей требует постоянного контроля со стороны родителей. Волосы необходимо ежедневно расчесывать специальной щеткой во время гигиенических процедур.

За длинной ногтей следует внимательно следить. В полгода малыш часто тянет пальчики в рот, поэтому стоит еженедельно обрезать выступающие части ногтевых пластин, чтобы избежать повреждения слизистой.

Обрезать ногти следует ровно, стараясь не округлять форму. Ногтевые пластины растут прямо, при формировании полукруглой формы часто случается врастание ногтя в кожу. Это приносит немало неудобств и ребенку, и взрослым. При обрезании ногтей следует использовать специальные ножницы с закругленными концами, крепко удерживать руку, следить за движениями карапуза. Процедура проводится минимум раз в неделю после вечернего купания.

Зубы

С 6 месяцев вопрос появления зубов становится самым серьезным. За ближайшие 6 месяцев у крохи должно появиться 8 зубов. Достаточно часто дети на каждый новый зуб реагируют тяжело. Проявление высокой температуры, поноса, заложенности носа и капризности могут омрачить жизнь родителям. Стоит заранее позаботиться о приобретении специальных прорезывателей, проконсультироваться с педиатром о подходящих обезболивающих и жаропонижающих лекарствах.

Скорость появления зубов для каждого ребенка индивидуальна. Некоторые детки начинают реагировать на изменения за день-два до появления над поверхностью десны зуба, другие за месяц. Стоит понимать, что малышу этот процесс не приятен и необходимо стараться окружить его в дни наибольшего дискомфорта повышенным вниманием.

Социальный контакт

На 7-м месяце жизни малыш все больше нуждается во внимании и требует от родителей общения. Он уже многое понимает и пора начинать воспитывать карапуза. В головном мозге происходят процессы формирования причинно-следственных связей, стоит уже сейчас обращать внимание и реагировать на поведение крохи. Он уже достаточно хорошо различает ваши эмоции и при необходимости можно продемонстрировать ваше недовольство его поведением или приободрить действие восторгом. Границы и рамки для ребенка необходимо выстраивать как можно раньше. Но не стоит усердствовать с запретами. Старайтесь выбирать такое положение для ребенка, в котором он будет иметь возможность делать все, что ему захочется и не нужно будет постоянно говорить «нельзя».

«Говорение» у ребенка

На седьмом месяце жизни идет активное формирование базы слов, обозначающих предметы, с которыми встречается ребенок. Чем больше родители стараются назвать и показать карапузу предметы и игрушки, тем быстрее он научиться их распознавать и называть.

Хорошо уже в этом возрасте начинать использование различных ярких картинок и карточек, по которым можно расширять словарный запас. Да, пока кроха не будет их повторять вслед за взрослыми, но при ежедневной тренировке он запомнит их и в будущем удивит вас своими познаниями. Обычно в этом возрасте крохе предлагают 10 карточек, которые изучаются в течение недели. Подбираются предметы быта, знакомые овощи и фрукты, животные. Один или два раза в день в период бодрствования взрослые показывают крохе изображение и называют предмет. Через неделю карточки сменяются на новые.

Способствуют появлению «говорения» активные беседы взрослых с ребенком, чтение стихов и прозы. Желательно знать предложенные рифмованные формы наизусть и повторять при любом удобном случае. Рассказывая стихотворения и разговаривая с ребенком, желательно быть максимально эмоциональным и передавать смысл не только словом, но и выражением лица. Прекрасным вариантом будет игра с малышом при помощи игрушек. Специально измените голос и сделайте вид, будто с крохой беседует его игрушка. Такие занятия очень нравятся малышам и они быстрее начинают понимать речь.

Гигиена и уход

К седьмому месяцу жизни карапуз уже не так часто писает. Если постепенно отучать его от подгузника, то он начинает сообщать о намокшей одежде, выражая свое недовольство.

Опорожнение кишечника происходит раз в день или раз в 2 дня в одно и то же время. В зависимости от получаемого прикорма, малыш может какать тугим или жидковатым стулом. Особенно это заметно при введении рисовой и гречневой каши в рацион питания. Рисовая каша крепит, а гречневая слабит. Эти свойства можно использовать для нормализации стула не только в этом возрасте, но и в будущем. Если малыш начинает чаще ходить в туалет и стул его жидкий, то предложите ему покушать рисовую кашку.

Купать малыша стоит каждый день. Использовать мыло необходимо только после опорожнения кишечника. Вечернее купание может сопровождаться простым омовением чистой водой или процедурой с использованием отваров трав.

Питание

На седьмом месяце жизни все дети начинают получать прикорм. Малыши на ГВ начинают знакомство с кашами и фруктовыми пюре. Дети, находящиеся на искусственном вскармливании, знакомятся с мясом.

Кормление грудью на 7-м месяце жизни происходит с промежутком в 3,5 – 4 часа. Во второе утреннее кормление добавляются новые продукты. Ночью малыш уже не просыпается для перекуса, поэтому мама может, наконец, выспаться. Срыгивания в норме в этом возрасте уже не наблюдаются.

Во время еды, окрепший малыш упирается ножками в мамин живот, уверенно придерживает грудь и может пытаться ворочать головой, не выпуская грудь изо рта, доставляя дискомфорт. Чтобы снизить частоту поворотов головой, кормить ребенка рекомендуется в тихом помещении.

Прикорм

Введение прикорма требует осторожности и размеренности. Следует соблюдать некоторые правила, чтобы избежать трудностей.

  • Новая пища вводится во второе утреннее кормление. Это делается для наблюдения за реакцией ребенка на новый продукт. Высыпания, нарушения стула и настроение ребенка говорят о необходимости временно прекратить введение нового продукта.
  • Объем нового продукта не должен превышать 1/3 чайной ложки.
  • Не нужно смешивать разные продукты на этапе знакомства. Если к одному виду продукта малыш уже адаптировался и успешно его ест, то можно предложить ему сутра попробовать новый продукт, а через кормление дать уже знакомый.
  • Новый продукт вводится минимум через 7 дней после предыдущего.
  • Наращивание объемов идет постепенное. В первый день можно дать 1/3 чайной ложки, во второй – ½ чайной ложки, третий — 1 чайную ложку, четвертый день – 2 чайные ложки. Постепенно объем доводится до возрастной нормы.
  • Перед началом прикорма необходима консультация педиатра. Он посоветует вам, с какого именно продукта начать.

Таблица введения прикорма

Сон и режим дня

Ночной сон ребенка составляет около 10-11 часов. Большинство детей спят всю ночь и не требуют перекуса. Исключения составляют дни, в которые заметны проявления прорезывания зубов.

Днем малыш спит дважды по 2-3 часа. Если в это время гулять на улице, то сон будет длительным и крепким. Установление режима дня позволяет родителям планировать дела в течение дня и успешно придерживаться заданного плана.

Сон для ребенка на 7-м месяце жизни – способ сбросить напряжение и усвоить полученный массив информации. Желательно укладывать карапуза спать в проветренной комнате, температура в которой составляет не более 22 градусов. Влажность помещения не должна опускаться ниже 50%, оптимально, когда этот показатель составляет около 70%. В этом возрасте целесообразно на время сна приглушать свет в помещении. Перед ночным сном рекомендуется покупать малыша и совершить вечерние гигиенические процедуры. После этого хорошо покормить и уложить спать. Не стоит предлагать малышу активные игры после купания, все ваши действия должны настраивать младенца на отдых.

Закаливание

Продолжайте выкладывать малыша голышом в течение дня. В это время следует внимательно следить за крохой, ведь он уже достаточно подвижный.

К утреннему обтиранию водой комнатной температуры можно добавить такую же процедуру в обед.

Старайтесь контролировать температуру кожи малыша. Не допускайте перегрева. Одевайте по погоде, ориентируясь на собственную одежду. Карапуза нужно одевать как себя, добавив только одну кофточку. Если вы уже несколько месяцев закаливаете малыша, то он будет чувствовать себя комфортно и без дополнительной одежды.

Тест на развитие

В 6 месяцев можно провести первый тест на развитие ребенка. Для его проведения стоит выбрать время, когда малыш сыт, бодр и настроен на общение с вами.

Уложите ребенка перед собой на твердую поверхность и предложите ему выполнить следующие действия:

  • Следить за погремушкой, перемещающейся перед его глазами, на расстоянии 20-30 см в течение нескольких минут.
  • Покажите малышу его любимую игрушку и предложите ее взять, отодвигая ее от него. Потянувшись за ней, малыш должен сесть.
  • Предложите повторить за вами разные звуки. Кроха должен попытаться повторить за вами предложенное.
  • Дайте ему любимую игрушку, после чего, постарайтесь забрать обратно. В норме ребенок должен крепко ее держать и эмоционально протестовать.
  • Позовите сбоку малыша по имени. Кроха должен оживиться и повернуть голову в вашу сторону.
  • Положите его на живот и позовите. Он должен перевернуться на спину самостоятельно.
  • Положите ребенка на живот, перед ним на расстоянии 15-20 см разместите яркий предмет. Карапуз должен поползти к нему или попытаться дотянуться.

В норме все эти движения совершаются малышом с удовольствием без особого труда. Если какой-либо навык вызывает трудности, необходимо проводить дополнительные упражнения в комплексе утренней гимнастики. Но все дети разные и многое зависит от его настроения, и если одно из упражнений не будет выполнено, это не означает, что ребенок отстает в развитии.

Как развивать малыша

На седьмом месяце необходимо вводить в рацион малыша новые виды развивающих занятий. Они подразделяются на занятия по развитию:

  • речи;
  • моторных навыков;
  • мелкой моторики;
  • умственных способностей;
  • знаний об окружающем мире.

Следует внимательно отнестись к количеству и качеству предоставляемой информации. Как бы не хотелось быстро получить результат, не стоит спешить. Вводить новые знания и умения необходимо дозировано. Новый вид обучения можно сменять знакомыми занятиями. Рекомендуется приучать малыша к разным видам обучающей деятельности в определенное время. Если для физических упражнений на развитие моторных навыков наиболее подходящим является утро, то для умственного труда хорошо выбирать время после первого дневного сна.

Установление режима занятий и ваш интерес к ним позволит малышу развивать свою любознательность, стремиться к познанию и освоению новых знаний.

Развитие речи

Развитию речи способствуют в первую очередь разговор, пение, чтение. Предлагайте малышу рассматривать и слушать мягкие книги для младенцев. Пойте ему песни и читайте стихи.

При разговоре с малышом необходимо, чтобы он видел ваше лицо. Старайтесь избегать сюсюканья и замены чистых слов на уменьшительные формы. Следите за выразительностью собственной речи и мимики. Малыш получает навык речи, ориентируясь на движения, совершаемые людьми, вокруг него. Чем больше деталей произношения он рассмотрит, тем быстрее и чище будет формироваться речь.

Диалог с карапузом должен быть максимально эмоциональным и насыщенным разнообразными словами. Количество употребляемых слов не должно ограничиваться бытовыми названиями и совершаемыми действиями. Играя с карапузом, разыгрывайте перед ним сказки и истории, беседуйте с ним через игрушки.

Хорошо на развитие речи влияет постоянное прослушивание одних и тех же стихов. Если вы начинаете рассказывать стихотворение повторно и малыш улыбается и смеется, значит он его узнал и показывает вам это.

Стимулируйте ребенка повторять за вами простые слоги и звуки. Также вслед за малышом проговаривайте его агуканье и лепет.

Моторные навыки

Продолжайте выполнять утренний комплекс гимнастики, постепенно наполняя его новыми упражнениями и играми. В течение дня от 3 до 5 раз предлагайте крохе тренировать мышцы спины, навык подъема из положения лежа, способность к ползанию.

Малыш уже четко дает понять, когда он устал или не хочет заниматься. Не стоит его заставлять. Если кроха капризничает или плачет, прекратите упражнения и предоставьте ему свободное время.

  • Утренний комплекс гимнастики должен начинаться с легкого разогревающего массажа. Необходимо размять все мышцы.
  • Начинают обычно с рук. Разминаются плечевые суставы, локти, запястья. Массажируется ладонь и все пальчики.
  • После этого идет разогрев ног. Не забывайте массажировать стопы. Необходимо размять лодыжки, коленные суставы, бедро, через сгибание-разгибание, верчение велосипеда и принятия позы «лягушки».
  • Гладим и разминаем живот и грудь.
  • Предлагаем перевернуться на живот, производим легкий массаж спины. После этого идут упражнения на прогиб позвоночника.
  • Завершаем гимнастику поглаживанием.

Каждый используемый элемент желательно выполнять от 3 до 5 раз. При этом необходимо внимательно следить за реакцией крохи. При негативном отклике выполнение упражнения прекращается, переходите к следующему.

Гимнастику нужно делать каждый день. Причинами отменить утренний комплекс могут стать:

  • Болезнь. Если малыш температурит или нехорошо себя чувствует, то не стоит заставлять его упражняться.
  • Пройденная накануне вакцинация. После прививки организм ребенка ослаблен и нуждается в дополнительном отдыхе.

Мелкая моторика

Мелкая моторика играет важную роль в формировании умственных способностей малыша. Отвечающая за возможность манипулирования пальцами рук, она дает возможность познавать и запоминать окружающие предметы. Кроме этого, центр в головном мозге, отвечающий за мелкую моторику, находится рядом с речевым. Вследствие этого соседства при стимуляции моторного центра, импульс к развитию получает речь.

  • Познакомьте кроху с пирамидкой и покажите, как ее складывать. Манипуляции с небольшими предметами увеличивают ловкость пальцев.
  • Под внимательным присмотром со стороны взрослых можно предложить поиграть с орешками или фасолью. За таким занятием ребенка ни на минуту нельзя оставлять одного. Не разрешайте пробовать на вкус. Если переживаете, что не сможете уследить, то можно предложить ребенку небольшие кусочки печенья.
  • Научите играть с кубиками, складывать небольшие пирамидки. Как только малыш сядет, у него появится больше возможностей использовать руки. Он уже может манипулировать ими свободно, выполнять простые движения. Сначала покажите, как ставить один кубик на другой, сделайте это вместе с ребенком, манипулируя его рукой. Предложите выполнить то же самое самостоятельно.
  • Предлагайте играть с сенсорными мешочками и ковриком. Такие игрушки можно сделать самим или купить. Идеально, если они будут не только наполнены разными по форме небольшими предметами, но и выполнены из разных видов ткани.
  • Предложите крохе игрушки-пищалки. Прилагая усилия для извлечения звука, малыш будет развивать мышцы рук, пальцев.
  • Массажируйте руки и пальчики. Легкие поглаживания и массирования, стимулируют развитие моторных функций. Если кроха не дает просто гладить пальчики, то делайте это с игровым элементом. «Сорокаворона» и другие считалочки заинтересуют ребенка и он с любопытством будет рассматривать, как вы делаете ему массаж.


Умственные способности

Развитию умственных способностей на этом этапе взросления способствует применение первых обучающих техник. При помощи простых занятий развивается понимание ребенка о возможностях получения различной информации, тренируется память, расширяется словарный запас. Можно предложить карапузу:

  • Рассмотреть семейные фотографии. По семейным снимкам хорошо работать над пониманием вопроса «где?». В первый раз вы показываете своим пальчиком на изображение и спрашиваете «Где мама?». — «Вот она». Повторив несколько раз, попросите малыша показать на называемого человека. Спрашивать необходимо только про тех людей, кого малыш часто видит.
  • Покажите и назовите малышу разных животных, предметы, игрушки. Попросите его указать на знакомый ему предмет. Формируйте вопрос просто «Где корова?», «Где мяч?».
  • Предложите поиграть с сортером. Для полугодовалого ребенка отверстия для предметов должны быть просторными и крупными, формы фигур – простыми.
  • На глазах у карапуза накройте любимую игрушку пеленкой. Попросите найти ее.
  • Включите музыку. Резко выключите. Спросите «где музыка?». После того, как малыш посмотрит на используемый вами проигрыватель включите музыку опять.

Развитие умственных способностей на седьмом месяце жизни предполагает формирование прочных связей между названием и изображением, первичное понимание причинно-следственных связей, расширение возможностей восприятия информации.

Познание мира

Главенствующую роль в познании мира во втором полугодии жизни играет свобода ребенка. Рекомендуется использовать манеж как можно реже, давая карапузу возможность изучать дом. Постелите на пол ковер или плед. Уложите на него кроху. Дайте ему освоиться. Вокруг него по кругу разместите различные игрушки. Малыш начнет активно за ними передвигаться.

Показывайте и рассказывайте обо всех предметах, на которые смотрит малыш. Если что-то его очень заинтересовало – дайте потрогать.

Если, гуляя на улице, малыш не спит, то посадите его в коляске. Гуляя в парке, возьмите его на руки и дайте потрогать листики, веточки. Теперь малыш открыт информации и стоит показать ему, что мир огромен и интересен. Зарождение базового познания и любопытства происходит в этот момент.

Игрушки

Со временем количество игрушек в вашем доме будет расти в геометрической прогрессии. Теперь, кроме привычных небольших погремушек, гирлянд и мобиля, малышу можно предложить намного больше. Среди наиболее подходящих в этом возрасте можно выделить:

  • Мячики и шарики. Они могут быть разных размеров. Большой гимнастический шар, средний мягкий шар для захвата обеими руками, небольшие шарики, наполненные шумящими элементами. Умение играть с предметами круглой формы хорошо тренирует мелкую моторику, закрепляет понимание различий форм и размеров, доставляет крохе радость.
  • Машинки и каталки. На седьмом месяце жизни у детей начинает зарождаться новый вид изучения предметов. Малыш уже не просто ощупывает и трясет игрушку для извлечения звука, он пытается понять, что с ней можно делать. Небольшие машинки и каталки великолепно помогают показать карапузу простейшие способы игры. Выбирайте безопасные варианты, подходящие по возрасту, не имеющие мелких деталей.
  • Деревянные игрушки. Желательно, чтобы они не были покрыты краской. Немного тяжеловатые, они позволяют крохе понять, каким образом можно управлять своими действиями с предметом в руках. Хорошо, если игрушки будут квадратной или прямоугольной формы, в виде колечек, которые можно надеть на палец.
  • Вкладыши и пирамидки. Простые варианты таких игрушек очень нравятся малышам. Они яркие, интересные. Если показать, как с ними играть, малыш будет занят достаточно долго полезным для развития мелкой моторики делом.
  • Сортер. Его можно купить или сделать из старой коробки, прорезав в ней необходимые отверстия.
  • Крупный конструктор. Сначала карапузу будет просто интересно его рассматривать, но со временем он поймет, как из блоков создавать новые формы.
  • Музыкальные игрушки. Это могут быть как пластиковые игрушки, наполненные звучащими элементами, так и мягкие, рассказывающие сказки. Хорошо приобрести набор музыкальных инструментов.
  • Книжки для малышей. Сделанные из мягкого материала, с крупными простыми рисунками они станут проводником в мир книг.

Выбор игрушек на седьмом месяце жизни не ограничен данным списком. Производители постоянно разрабатывают новые варианты для занятий с карапузами. Ваша задача — внимательно следить за возрастными ограничениями, установленными производителем, после игры осмотреть все предметы на возможные поломки и трещины, содержать их в чистоте.

Предлагая крохе игрушки, стоит помнить, что он не научится играть, если вы не покажете ему, как это делать.

Что должно насторожить

Наблюдая, как изо дня в день ваш малыш растет и умнеет, стоит помнить о некоторых нежелательных признаках, на которые необходимо обратить внимание. Вас должно насторожить если к 7-ти месяцам:

  • Малыш не сидит и не предпринимает попыток поднять свое туловище в новую плоскость.
  • Если во время игры задействована только одна рука. Малыш не перекладывает используемый предмет из руки в руку.
  • Не поворачивается в сторону звука. Не реагирует на свое имя.
  • Не просит взять его на руки.
  • Не издает звуков, не агукает. Не появились первые звуковые цепочки.
  • Не узнает родителей. Отсутствует приветственное оживление, улыбка.
  • Кроха вялый, не проявляет желания играть.
  • Не реагирует на свет.
  • Плохо ест в течение долгого времени. Часто срыгивает.
  • Не проходит тонус мышц в ногах.

Если вы заметили у своего крохи один из этих симптомов, незамедлительно обратитесь к врачу для обследования.

Полгода жизни — это не просто первый маленький этап взросления. Теперь кроха учится играть и учиться. Новые навыки будут появляться чуть реже, но они будут более существенными. Некоторые дети к 7-ми месяцам начнут предпринимать первые попытки пойти, другие скажут «ма-ма», третьи быстро поползут. Стоит быть бдительным и создавать для малыша не только развивающую, но и безопасную среду.



Развитие ребенка в 6 месяцев


Общая подвижность


1. Лежа на спине. Грудной ребенок может сам поворачиваться на живот в обе стороны, но предпочитает одну из них. Хватает ноги, щупает свое тело, изучает его. Протягивает руки вперед и поднимает голову. Иногда делает "мостик", с гиперэкстензией позвоночника: упирается головой и пятками в кроватку и поднимает туловище и живот с изгибанием позвоночника.

2. Нижние конечности. Они повернуты наружу, согнуты в коленях, а угол между бедром и животом - тупой: нога по отношению к голени вытянута, а лодыжечный сустав обладает хорошей подвижностью. Только в этом возрасте становится возможной полная экстензия нижних конечностей. Движения отличаются большой координацией. Движения нижних конечностей имеют большую амплитуду; ребенок сильно ударяет ножками, останавливается порой на минуту и смотрит на окружающих, как бы требуя их внимания, затем возобновляет движения.

3. Лежа на животе. В этом положении малыш хорошо поднимает голову. Отмечается расслабление туловища. Когда он лежит спокойно на животе, бедра прилегают к плоскости кроватки. Он опирается на предплечья или на руки при хорошем общем равновесии.

4. Положение сидя. Если младенца усаживают при поддержке матери и если мать отнимает руки, которые его поддерживают, грудной ребенок приводит ручки вперед и берет на себя, несколько неловко, тяжесть своего тела. Очень хорошо моторно-развитые дети могут сидеть 3-10 минут.

5. Положение стоя. Если мать поддерживает ребенка подмышки, он опирается сначала неуверенно на кончики пальцев, опираясь несколько лучше на расставленные ноги, но все еще с согнутыми коленями, все тело находится в симметричном положении (голова по той же оси, что и тело). Это не означает, что малыш начнет скоро ходить.

Тонкая подвижность


Хватание руками становится более ловким. Ребенок пользуется всей рукой как черпалкой, всей ладонью, но с частичным противостоянием большого пальца. Если ему дают в руку игрушку, он ее долго держит. Хорошо хватает кольцо рукой. В начале месяца ребенок с трудом удерживает кубик: если ему дают в руку кубик, он держит его ладонью и кончиками пальцев. К концу месяца движение становится ловким, ребенок держит кубик в ладони с закрытыми на нем пальцами; он может схватить по игрушке или кубику в каждой руке, а если они гремят, он ударяет их один о другой. Малыш начинает участвовать всем телом в хватании игрушки, сначала приковывает к ней взгляд, затем, поочередно закрывая пальцы, как бы ловя ее на расстоянии, пробует приблизиться к игрушке. Если ребенка укладывают на живот и кладут перед ним какой-нибудь блестящий предмет на малом расстоянии от руки, он пробует передвигаться, потягивается немного на животе и ему иногда удается схватить предмет. После этого он начинает ликовать, суетиться, издавать крики.

Заключение относительно нейромоторного развития.

6-ой месяц имеет большое значение в развитие младенца. Сидячее положение становится более стабильным, равновесие совершенствуется в положении лежа на спине и лежа на животе. Изменение положения расширяет кругозор ребенка. Он хорошо контролирует движения головы, вращение улучшается, а тем самым и способность совершенствовать свою моторную функцию. Возрастает контакт с окружающим миром. Из этого следует, что психическое развитие, созревание чувств, социальный контакт зависит от качества развития мышечной системы ребенка.

В этом возрасте малыш уже разговаривает и тогда, когда находится один. Он образует все больше и больше слогов: да, ее, дее, ге-ге, ого-го, соединяет их и произносит ритмично. С каждой неделей можно увидеть, что звуки, издаваемые малышом, становятся разнообразнее, образуют постепенно язык, на котором он будет разговаривать с родителями. Модулируется голос и тон.

Социальный контакт


Грудной ребенок начинает различать лица, которые он видит каждый день. Это заметно из того, что он притихает и прерывает игру, когда по близости появляется кто-нибудь чужой и, когда присутствие последнего ему не по вкусу, он начинает плакать. Малыш радуется, когда видит свое изображение в зеркале. Он различает ласковый, любящий тон голоса от твердого, строгого тона. Воспринимает и реагирует на мимику матери. Поворачивается к источнику шума и реагирует на приятные или неприятные ситуации.

Появляется новый этап в развитие ребенка - игра. Малыш любит, когда у него берут игрушку, показывают ему, дают подержать и опять берут. Ему нравится, когда мама или папа ударяют в жестяную коробку, гремят погремушкой. Таким образом, предмет в игре используется как средство общения.

Вас должно насторожить, если:
– к концу 6-го месяца, лежа на животе, ребенок не может дотянуться до игрушки;
– к концу 6-го месяца не может ухватить кубик;
– к концу 6-го месяца уверенно не реагирует на шуршание бумаги, находящейся вне поля его зрения;
– к концу 6-го месяца не просится на ручки, протягивая ручонки взрослому.

Развитие ребенка в 7 месяцев


Общая подвижность


1. Лежа на спине. При укладывании на горизонтальную поверхность малыш немедленно поворачивается на один или на другой бок. Многим легко удается поворачиваться на живот. Ребенок может протягивать обе руки и поднимать голову, чтобы показать желание быть поднятым: если его берут на руки, он подтягивается почти самостоятельно вверх. У него уже не наблюдается преобладание какой-нибудь доминантной флексии или экстензии.

2. Лежа на животе. Малыш приподнимает голову, переносит свой центр тяжести и сгибает нижние конечности под живот с намерением подняться, но падает обратно. Он постоянно повторяет эти новоприобретенные движения. В этом положении ребенок вращается вокруг оси, двигается назад, когда хочет продвинуться вперед. Протягивает руку, чтобы схватить какой-нибудь предмет. Временами он вытягивает обе ладони при вытянутом локтевом суставе. Положение симметричное. Таз прилегает к плоскости кроватки, нижние конечности расставлены и слегка согнуты.

3. Положение сидя. Если младенца поднимают при помощи подтягивания в сидячем положении, он сидит заметно стабильнее и способен опираться руками.

4. Ползание, вращение. Следует отметить, что в моторном развитии ребенка отмечают 4 стадии: "ползание", "на четвереньках", "на карачках", "на ножках". В общем развитии надо следить и за другими моторными достижениями:
- поворачивание (на один бок, на живот, со спины на живот, с живота на спину),
- "вращение" вокруг оси, опираясь на одну или обе верхние конечности.
Часто во время попыток передвигаться некоторые дети опираются на вытянутые руки и приводят нижние конечности под живот. Это является попыткой перейти от стадии "на четвереньках" к стадии ползать на "карачках".

Тонкая подвижность


Из любого положения малыш пытается двигаться и устанавливать равновесие между туловищем и конечностями (часто безуспешно) с тем, чтобы схватить предметы, находящиеся в непосредственной близости. Он хватает крупные или мелкие предметы, но еще преобладает хватание ладонного типа, которые он выполняет более координированными движениями. Он протягивает руку, чтобы схватить предметы, находящиеся вне его радиуса действия. Глаза "желают" большего, нежели ребенок может выполнить с моторной точки зрения. Руки разжаты и пальцы готовы для тонкой деятельности. Схватывание предметов напоминает еще плоскогубцы. Схватив предмет, ребенок разглядывает его. Руки могут соединяться по средней линии. Ребенок играет руками и ногами. В этом возрасте ребенок учится различать приятные на ощупь поверхности и неприятные, т. е. развивается тактильное ощущение.

Ребенок произносит первые раздельные слоги: да-да, та-та, па-па, ма-ма. Он издает нюансированные звуки; имитирует, изменяет и повторяет звуки. Много и с удовольствием "рассказывает" на своем языке.

Социальный контакт


Взгляд начинает быть " доказательным". Это означает установление контакта с внешним миром посредством взгляда. Малыш радуется, когда узнает знакомых. Чужих людей рассматривает с недоверием. Он продолжает интересоваться и радоваться своему отображению в зеркале. Внимательно слушает и соответствующим образом реагирует на тон голоса.

Заключение.

На 7-ом месяце продолжается процесс стабилизации и социализации малыша. Большинство детей уже хорошо сидят, но существуют еще такие, которые "шатаются", "качаются" или падают. Благодаря моторному прогрессу, ребенок обретает новые способности исследования окружающей среды. Контроль движений и положения головы становится хорошим. Ребенок все увереннее поворачивается с одного бока на другой. Некоторые уже хорошо передвигаться на четвереньках. Ребенок обладает полной способностью зрительных, осязательных и слуховых восприятий.

Следует проконсультировать у специалистов малыша , если он:
– к концу 7-го месяца при поддержке за руку не пытается сесть;
– к концу 7-го месяца не может стучать игрушкой по столу, кровати и т.д.;
– к концу 7-го месяца не пытается привлечь к себе внимание какими-либо звуками;
– к концу 7-го месяца не ласкается к матери или другому близкому человеку, не прижимается щечкой к лицу матери.

Комментарии к статье
Развитие ребёнка в возрасте 6-7 месяцев

21.07.2006, 20:59
Ольга

Интересно, откуда такие сведения у автора? Что-то совсем не похоже на моего ребенка. Сегодня ему ровно 7 месяцев. И достижений у нас уже очень много: отлично ползает на четвереньках, отлично садится и сидит, сам встал в 6 месяцев и 1 неделю, через 4 дня начал ходить по кроватке, что и практикует уже 3 недели; уже давно освоил игру в "Ку-ку", умеет играть в "Ладушки" и показывать "пока-пока". Вопрос такой: а чем отличается ползанье на четвереньках от ползанья на карачках? Что это за карачки такие? 25.09.2006, 21:05
Анна

Совершенно согласна с Ольгой, мой ребенок начал так ползать в 4 месяца. Сегодня нам исполнилось 7 месяцев. Мы самостоятельно стоим несколько секунд, уже не говорю о том что ползаем, как метиоры, точнее сказать ходим на четвереньках,преодолевая всевозможные препятствия. 28.02.2007, 21:06
Ирина

А моей дочери почти 8 она ползать вообще не хочет сидит сама и любит ходить за руки даже стоит сама немного 05.03.2007, 18:54
Елена

А мы полностью соответствуем 6 месяцам,ну капельку побольше делаем всего,зато совершенно не любим разговаривать..Нас 29 человек у кого детки родились почти одновременно,поэтому наблюдаем за всеми..и в 4 месяца у нас не пополз НИКТО!!!Зато есть малыш который в 5 месяцев четко стоит на ножках и держась за одну опору не теряеи равновесия. Дети разные и мне кажется автор брал средние показтели.. 12.05.2007, 07:42
Татьяна

нам 7 месяцев мы почти соответсвуем своему развитию, правда не встаем еще и не ползаем, лишь раскачиваемся на четвереньках 12.06.2007, 16:07
Настя

Моей дочке 7 месяцев, сама не сидит. Из-за этого нам невропатолог поставил диагноз "Задержка моторного развития". На четвереньках она стоит, раскачивается. Прочитав данную статью, я успокоилась. Надо дать на нее ссылку нашему невропатологу:-) 02.09.2007, 20:55
asia

moemy malishy pochti 7 mesazev on stoit
t e sam podnimaetsa a vot sidet ne hochet
ya reshila chto ne hochet i ne nado
potom vse sadatsa 04.02.2008, 10:43
Елена

Согласна с Ольгой. Наш Илюша начал уверенно ползать в 4,5 месяца,а в 5 мес. и 3 недели самостоятельно встал в кроватке. Сейчас ему 6 мес. и 1 нед. мы ходим при поддержке за руки, несколько секунд можем стоять без поддержки. 16.02.2008, 13:13
Елена [email protected]

А нам только будет 6месяцев. Мы сели,поползли, и встали в 5месяцев и 1неделю, дочь от своих возможностей в восторге. Купили ходунки вообще бегает не остановить, правда изза своей подвижности Катя плохо набирает в весе, энергии тратит много. Приходится кормить пюре и соками. Мы до 4 месяцев были полностью на ГВ. А теперь вот докармливаемся 22.05.2008, 13:01
Валюля

Девочки, конечно же каждая мама будет говорить что ее чадо самое лучшее и самое развитое:) Но это отдельно взятый ребенок! У кого детки пошли встали, а то и пошли в 5-6 месяцев это кохоршо, но есть одно "НО". Чем дольше ребенок будет находиться в горизонтальном положении, т.е. чем долше он будет только ползать, тем меньше нагрузка на неокрепший позвоночник и суставы ножек, и, соответственно, тем здоровее ваши детки:) Про ходунки вообще молчу - это зло. Нам невропотолог так и сказала: "ни в коем случае не покупать!"
Нам 6.5 месяцев. Сами садимся из положения "на четвереньках"; ползаем, но еще не уверенно. Уже пытается вставать, но одной ножкой становится на носочки и поэтому делаем парафиновые компрессы и на ноги не ставим. 31.05.2008, 15:09
татьяна

очень трудно глядя на ребенка понять то ли он слишком ленив и с ним не занимаются родители, то ли у него имеются отклонения в развитии, и данный сайт мне здорово помог разобраться что же твориться с моим племянником. спасибо вам 14.10.2008, 19:22
Татьяна

Все дети разные. Первая дочь поползла в 6,5, вторая в 5,5, а третьему уже 7,5 - не соьирается ползти. Зато родился раньше всех по срокам.Я уже стала волноваться за него, но прочитав статью успакоилась, т.к. соответствует развитию,описанному в статье. Главное - не торопить со всякими ходунками, бегунками. Всему свое время. 21.07.2010, 10:22
Иринa

Совeты дeйствитeльно очeнь хорошиe!но нe стоит зaбывaть,что кaждый рeбeнок рaзвивaeтся индивидуaльно,по-своeму.И eсли у мaлышa что-то нe получaeтся сeгодня,то нe стоит нa нeго дaвить,и у нeго обязaтeльно всe получится в другой рaз! 16.01.2011, 18:10
Катя

Дочка поползла и начала вставать у опоры в 5 мес 3 недели. В 6 с половиной месяцев уже вовсю перемещалась по периметру кроватки и манежа, сидела. Ближе к семи месяцам научилась сама садиться. В 7,5 месяцев (нам сейчас столько) стоит, почти не держась ни за что, прыгает. 28.04.2011, 17:26
Марина

Моей дочке 6,5 месяцев.Сама сидит-почти уверенно.Ползать не хочет,стоит держась за опору-но не долго!Тянет рчки,когда хочет на руки))С положения лежа сама подниматься еще не может))У всех деток свое время)) 01.05.2011, 22:20
Светлана

Вот и нам уже 7, а мы не ползаем, сидим сами немного потом на бок падаем, а с поддержкой хорошо сидим и в "зло"ходунках тоже, и не переворачиваемся толком, вот такие мы лентяи 02.02.2012, 20:50
саша

Мы поползли в 4 месяца и 25 дней, нам сейчас 6 мес и 3 дня. Умеем сидеть, ходить за руки. 21.12.2012, 10:20
наталья

Нам 7 с половиной не садиться сама посажу сидит минут 10 потом упадет е встает сама не ползает на животе не лежит сразу переворачивается что делать переживаю 08.07.2015, 21:57
Наталья

куда все торопятся, такими темпами и трех месячные будут бегать и разговаривать на двух языках:)
конечно надо думать о том что позвоночник еще не окреп, нам 6,5 но массажистка вырастившая двух дочерей и двух внуков не дает нашемы малышу стоять и сидеть без поддержки руками - говорит еще успеет сам, а лишняя нагрузка на позвоночник ни к чему. Да и педиатр говорит только присаживать, про остальное вообще молчок. 10.04.2016, 01:01
Вера

А нам 6.5 мы не сидим не ползаем😢 переварачиваемся со спины на живот и с живота на спину пьем с бутылки играем в ладушки ну и все😦😦😦

В шестимесячном возрасте появляются новые особенности в поведении ребенка. Он начинает по-разному реагировать на знакомых и незнакомых людей. Увидев незнакомцев или родственников, редко бывающих в гостях, малыш настораживается и с опаской смотрит на них. Он перестает улыбаться и на попытки постороннего человека взять его на руки может расстроиться и заплакать. Но через некоторое время, когда ребенок привыкнет к присутствию незнакомцев, он будет приветливо смотреть на них и может взять из рук гостей игрушку. Такое поведение связано с тем, что ребенок не знает, чего ожидать от незнакомцев, поскольку не имеет опыта общения с ними.

В этом возрасте совершенствуются моторные навыки. Многие дети пытаются продвигаться на животе вперед, устойчиво сидят, держат игрушку двумя руками.

Ребенок начинает подбирать мелкие предметы с пола, так как лучше «управляет» своими пальчиками.

Малыш узнает знакомые предметы, внимательно рассматривает их и пытается извлечь звук (трясет погремушкой, прислушивается и опять трясет ею). Детям нравится шуршащая бумага (фольга, оберточная бумага). Помните, что в этом возрасте малыши тянут все предметы в рот, поэтому следите за ребенком, когда он играет с бумагой.

Шестимесячный малыш любит общаться со взрослыми и активно показывает свое стремление. Лепет ребенка становится намного выразительнее и может означать просьбу или вопрос.

Чем заниматься с ребенком 6-7 месяцев

Во время кормления посадите малыша на детский стульчик и положите на столик кусочки печенья или сушку. Ребенок будет брать кусочки еды и засовывать их в рот. Таким образом он совершенствует движения пальцев и координацию движений рук.

Приготовьте желе и положите его на столик перед ребенком. Он будет пытаться брать скользкие кусочки желе и тянуть их в рот.

Понаблюдайте за реакцией ребенка на различные запахи. Сделайте несколько шариков из марли или бинта, положите в один из них дольку чеснока, в другой - кусочек лука, в третий - гвоздику, четвертый смочите одеколоном. Поднесите их поочередно к носу малыша с одной стороны, а затем с другой, и посмотрите, как он реагирует на запахи. По мимике ребенка, активным движениям ног или повороту головы в противоположную сторону вы сможете определить, какие запахи ему неприятны.

Учите малыша хлопать в ладошки. Возьмите ладошки ребенка и похлопайте ими друг о друга, напевая песенку «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки...».

Учите ребенка поднимать ручки вверх и класть их на голову, при этом можно читать стишок о птичках. Произнося слова «птички полетели, на головку сели..." возьмите ручки малыша, поднимите их вверх и прикоснитесь к голове.

Предлагая игрушки или выполняя действия с ними, побуждайте ребенка к исследованию и принятию решения. Когда малыш держит в обеих ручках игрушки, предложите ему третью игрушку. Сначала ребенок попытается взять предложенную игрушку, не выпуская из рук те, которые держит. Но со временем малыш поймет: для того чтобы взять эту игрушку, нужно освободить руки.

Возьмите у ребенка игрушку и наполовину прикройте ее пеленкой или платком. Сначала малыш будет брать игрушку за видимый край, а потом научится стаскивать платок с игрушки.

Предлагайте ребенку разные игры со звуками. Не забывайте, что развивающие игрушки для детей этого возраста – практически все окружающие предметы. Наполните несколько металлических баночек крупами или мелкими игрушками. Поочередно потрясите каждой баночкой, чтобы малыш видел, как вы это делаете. Через некоторое время он будет сам трясти баночками, чтобы извлечь звук.

Возьмите несколько пластмассовых или металлических формочек и покажите ребенку, как нужно ударять ими друг о друга. Затем сделайте это вместе.
Покажите малышу жест «пока-пока». Когда кто-нибудь уходит из дома, машите рукой и говорите: «Пока-пока». Очень скоро кроха начнет махать ручкой на прощание.
Повторяйте за ребенком звуки, которые вы слышите в его лепете. Меняйте интонацию и выражение лица, когда произносите звуки. Глядя на выражение вашего лица, малыш будет радоваться или удивляться и, возможно, начнет повторять за вами новые звуки.

Разговаривайте с ребенком простыми фразами и выразительным голосом. Когда вы одеваете, купаете или кормите малыша, всегда озвучивайте свои действия. Например, когда одеваете ребенка, говорите: «Давай ручку. Где твоя ножка?» Вскоре он начнет поднимать ручку или ножку в ответ на вашу просьбу.

Не забывайте время от времени смотреть ребенку в глаза и улыбаться. Когда вы берете малыша на руки, даете ему игрушку, качаете в гамаке или сидите с ним на полу, привлекайте его внимание к своему лицу. Ребенок научится понимать ваше настроение, различать выражение радости, удовольствия, восторга или грусти.

Подносите малыша к радиоприемнику или магнитофону и давайте ему слушать музыку или песенки, танцуйте с ним. Говорите ребенку и показывайте, откуда звучит музыка.

Грудной ребенок выглядит значительно созревшим: он может самостоятельно сидеть, двигает руками во все стороны. Многие движения еще неловкие, но, в основном, они выполняются с определенной целью. Ребенок играет с увлечением и сердится, когда ему мешают.

Он привык хорошо есть, и порядок дня протекает более регулярно.

Наиболее важным прогрессом является приобретение контроля над собственными движениями. Он всех поражает своей энергией и радостью, которую он проявляет в связи с малейшей деятельностью. Ребенок очень чувствителен к ласкам и похвалам окружающих. Он выражает свою радость не только мимикой, но и лепетом «на своем языке», криками и возгласами.

Питание грудного ребенка от 6 до 7 месяцев

Кормление грудью продолжается только факультативно, в зависимости от указаний врача педиатра, под наблюдением которого находился ребенок. Мы придерживаемся того мнения, что если ребенок развивается хорошо, следует продолжать кормить грудью 2-3 раза в день (утром, вечером и еще один или два раза в течение дня).

а) Обезжиренное или разбавленное молоко дается только «проблемным» детям под контролем врача или патронажной сестры. Для здоровых детей рекомендуется цельное коровье молоко или Lactosan 13,5 % (3 мерки по 4,5 г) +5 % сахара (неполная ложечка). Можно продолжать частично адаптированными препаратами (Aponti 2, Similac, Manasan, Ki-Na-neu, Robebi B, Humana 2, Humana baby fit, Milumil, Aletemil 2, Guigoz 2), или другим промышленным препаратом из сухого молока, содержащего 3,4-4 % жира и добавления (глюкоза, декстрин-мальтоза, мука из разных зерновых, витамины) или без них.

б) Количество молока на сутки должно равняться 500-700 мл. Грудной ребенок, который пьет много молока, в основном хорошо набирает вес, однако в результате одностороннего питания могут появляться признаки недостаточности.

Со временем эти дети становятся малокровными и восприимчивыми к инфекциям.

У детей, которых кормят только коровьим молоком, стул приобретает беловато-дымчатую окраску (в виде замазки) и дурной запах.

Густая пища

В овощное пюре добавляется - 4 раза в неделю - мясо (телятина, куриное, говядина, печенка), мелко размолотое, и 3 раза в неделю - целый желток.

На 7-м месяце важно, чтобы грудной ребенок получал печенку, мясо, желток, которые благодаря содержащемуся в них железо, предохраняют ребенка от анемии.

В нормальных условиях грудной ребенок обладает при рождении запасами железа, хватающими на 3-5 месяцев. Затем он получает железо из фруктов и овощей. Однако к этому возрасту запасы уже исчерпаны и необходимо доставлять железо посредством мяса и желтка.

Говядина, куриное мясо или печенка (куриная, телячья) отвариваются и пропускаются через мясорубку или миксер. Примешиваются 2-3 ложечки в овощное пюре, увеличивая количество до 4, а затем до 6-8 ложечек.

Ребенку нельзя давать более жирное мясо (свинина, утиное, гусиное мясо, сало от ветчины), так как оно трудно переваривается. Если ребенок не принимает мяса, следует отложить прием на несколько дней и попробовать давать другой сорт мяса или печенку.

Если грудной ребенок упорно отказывается принимать мясо или желток, следует посоветоваться с врачом, чтобы получить должные указания, как добиться «обманывания» грудного ребенка, чтобы он принимал эти весьма ценные продукты для предупреждения анемии; при необходимости можно прибегнуть к медикаменту, содержащему железо.

а) Количество плотной пищи не должно превышать вначале 150- 175 г, а затем порция увеличивается до 200-250 г ежедневно. Лучше начинать с малых порций, которые грудной ребенок принимает с удовольствием.

Начиная с этого возраста, грудные дети смакуют пищу и глазами. Мать должна заботиться о том, чтобы еда имела приятный вид, хороший вкус и подавалась всегда в одной той же чашке.

б) Жевательные движения появляются у большинства грудных детей между 6 и 10 месяцами. Когда у грудных детей начинаются жевательные движения, надо пытаться давать им более плотную пищу. Овощи уже не протираются, а измельчаются вилкой. Позже, овощи режутся на мелкие кусочки; таким образом, облегчается переход на нормальное питание.

Очень важно прибавлять плотную пищу, как только грудной ребенок соглашается ее принимать, так как дети, которых продолжают кормить протертой пищей, несмотря на то, что они могли бы их жевать, кончают тем, что отказываются долгое время от всего, что не протирается через сито.

Некоторые грудные дети начинают сами хватать еду пальцами, чтобы сосать и комкать ее. Это является прекрасным упражнением для будущего использования ложечки.

Ребенок, которому никогда не разрешают есть пальцами, не будет никогда иметь желание пользоваться ими. Вначале он запачкает руки, лицо, волосы, окружающие предметы, но, как известно, всякое начало трудное.

Для грудного ребенка это новый этап в покорении окружающей среды и самостоятельности. Ему можно давать иногда бисквит или корку хлеба, но это не должно заменять очередное кормление. Цель состоит в том, чтобы у ребенка было что-нибудь погрызть, когда прорезываются зубы. Когда корка хлеба размякает или падает на пол, ее надо заменить другой.

Изредка ребенку можно давать немного хлеба с маслом.

© 2024 Мама и малыш - Информационный портал