Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Творческие задания для детей 4 лет. Развитие мышления детей четырех-пяти лет. Что должен уметь ребенок

Развивающие занятия для детей 3-4 лет и более младшего возраста сегодня становятся естественной потребностью каждой семьи. Уже доказано – ребенок начинает учиться с самого рождения. Чему? Прежде всего, быть самостоятельным. И, конечно, ориентироваться в окружающем его Огромном Интересном Мире. Такое видение отношений Родителей с Малышом помогает создать особый вид взаимодействия внутри семьи. Уже с первых месяцев мы видим и поддерживаем в своем новорожденном младенце творческую, активно развивающуюся Личность.

В чем особенность развивающих занятий для детей от 3-4 лет?

Возраст трёх лет знаменует начало особого периода – кризиса негативизма. Следующие полтора-два года пройдут под девизом «Я сам!» и «Не хочу!». Слишком много терпения уходит лишь на то, чтобы организовать простые действия вроде одеть-накормить-сходить на прогулку-уложить спать. В такой ситуации домашние занятия для детей 3 лет могут стать обременительными для близких. Однако не стоит отчаиваться и думать о том, что активный познавательный процесс придется отложить на неопределенное время.

Вам на помощь готовы прийти заботливые внимательные педагоги и психологи нашего Монтессори-центра! Хотите точно узнать, как проходят наши занятия? Приходите с малышом на первое занятие бесплатно!

Неповторимый метод выдающегося педагога Марии Монтессори демонстрирует свою эффективность на протяжении целого столетия. В своей работе мы учли все наработки автора и творчески применили их в своей деятельности:

  • Мы организовали интересную и одновременно абсолютно безопасную Монтессори-среду для проведения развивающих занятий для детей от 3-4 лет и других возрастов;
  • Для того чтобы любознательные малыши могли раскрыть все данные от природы способности и удовлетворить познавательные потребности, мы приобрели качественные авторские дидактические материалы для работы над мелкой и крупной моторикой, реализации интеллектуальных задатков;
  • Абсолютно все виды обучения и творчества, все занятия для детей 3 лет в нашем центре организованы таким образом, чтобы ребёнок приумножил свой главный ресурс, основную движущую силу – мотивацию к познавательной деятельности;
  • Мы не стремимся выполнить какую-либо «программу», которая по каким-либо критериям соответствует определённому возрасту; мы стараемся создать гармоничное мировосприятие и особую творческую атмосферу в процессе развивающих занятий для детей от 3-4 лет.

Индивидуальные и групповые занятия, в ходе которых педагог понимает особенности характера и когнитивных процессов маленьких Звёздочек, придают малышу спокойствия и уверенности в себе. Ведь каждый ребёнок просто создан для того, чтобы получать и впитывать в себя просто потрясающие объёмы новых знаний. Когда малыш получает такую возможность, его характер становится более мягким и покладистым. Ведь у него есть все, что необходимо!

Какие развивающие занятия для детей 3-5 лет есть в нашем центре?

Мы предлагаем выбрать наиболее подходящий для Вас вид занятий:

  • Мини детский сад – это 3 или 4 часа, в течение которых карапуз занимается с любящими грамотными специалистами, сопровождение родителей при этом не требуется;
  • Группа общего развития «Космонавты» - это полутора или двухчасовые занятия для детей 3 лет и старше, где малыша научат читать, считать, под руководством логопеда позаботятся о развитии речи, предложат интересные ролевые игры и театрализованные представления;
  • Группа адаптации к детскому саду, на занятиях которой мама может присутствовать вместе с малышом, если ему будет тяжело с ней расстаться на первых порах;
  • Развивающие занятия для детей 3-4-5 лет в группе выходного дня.

Родителей всегда интересует, как развивается их ребенок. Хочется выяснить, в каких областях он особо преуспел, а на какие следует обратить более пристальное внимание. Что же должен знать и уметь современный четырехлетний ребенок:
— находить и узнавать квадрат, круг, овал, треугольник;
— понимать смысл обобщающих слов – посуда, мебель, транспорт, игрушки, одежда;
— знать несколько профессий, названий деревьев, животных;
— показывать предметы слева, справа, вверху, внизу;
— сравнивать предметы по величине – длине, высоте, ширине;
— понимать, где один предмет, а где много;
— аккуратно раскрашивать, не выходя за линию;
— нанизывать бусины, пуговицы;
— определить, какой из 4-5-6 предметов исчез;
— пересказывать содержание сказки;
— различать погодные явления, времена года, суток;
— называть привычные бытовые приборы, узнавать их по цвету, форме, предназначению;
— знать подробный домашний адрес, имена мамы, папы, дедушек, бабушек;
— рассмотреть картинку, игрушку, предмет и составить его описание из трех-четырех предложений.

Это средние показатели. Ваш ребенок может как опережать их, так и не дотягивать. Расстраиваться не стоит, лучше посвятить больше времени его развитию. Возможно привлечь на помощь специалистов.

Уход за ребенком в 4 года

В 4 года ребенок довольно самостоятелен и многие ежедневные процедуры выполняет без помощи взрослых. Необходимо лишь изредка напоминать ему, не забыл ли он умыться, помыть руки, почистить зубы или прополоскать рот после еды. Если ребенок еще не приучен мыть по утрам шею, уши, ухаживать за полостью рта, необходимо его этому научить. У него должны быть свое полотенце, расческа, зубная щетка и стаканчик. Чтобы сделать утренний гигиенический церемониал более интересным, нужно покупать детям яркие гигиенические средства и прочие аксессуары.

После каждой прогулки летом нужно обязательно помыть ноги, вечером ополоснуть ребенка под душем, и не реже раза в неделю купать более тщательно. Ребенку необходимо прививать нетерпимость к грязи и неряшливости. Он быстрее привыкнет к чистоплотности и аккуратности, если родители покажут это на своем примере. Его нужно приучить, чтобы все свои принадлежности по окончании гигиенических процедур нужно разложить по местам: мыло положить в мыльницу, зубную щетку промыть и поставить в стаканчик, полотенце повесить на крючок.

Взрослые должны следить за чистотой детских предметов гигиены: периодически мыть с мылом расческу, зубную щетку (щетку через 1,5-2 месяца меняют на новую), менять вовремя полотенца. Содержать в идеальной чистоте умывальник, ванну, зеркало. Стричь ногти ребенку лучше всего после купания, пока они мягкие. Они обычно у него тонкие и при обрезании образуют острые уголки. Чтобы он не поцарапался, острые края можно подпилить пилкой.

Питание ребенка в 4 года

Питание детей четырех лет должно быть разнообразным и сбалансированным. Ребенок растет быстрыми темпами, поэтому его организм необходимо ежедневно снабжать полезными веществами. Даже взрослые знают, что чем полезнее продукт, тем он менее вкусный. А уж дети поняли это давно. Поэтому их порой так трудно заставить полноценно пообедать. У них уже появились любимые блюда, которые они готовы есть с утра до вечера. Суп, каша или овощной салат вряд ли входят в этот перечень. Родителям необходимо порой проявлять хитрость и смекалку, чтобы накормить малыша полезной едой. Устраивать домашние концерты с привлечением всех членов семьи, чтобы развлечь ребенка, конечно не стоит. А вот поговорить с ним как со взрослым нужно. Объяснить, что от полезной еды он быстрее вырастит, как папа, пойдет в школу, будет сильным.

Как вариант, можно подать самые обычные блюда по-новому. Если ребенок не ест жареные или тушеные кабачки, из них можно приготовить вкусные оладьи. Из нелюбимых овощей и фруктов вырезать фигурки и украсить тарелку. Дети очень любят «осьминожков». Сосиску или сардельку нужно проткнуть сухими длинным макаронинами по всей длине в нескольких местах, затем все вместе отварить. Отварные макароны размягчатся и будут напоминать щупальца или лучики солнца. Это уже как ребенок начнет фантазировать. А выкладывая на тарелку запеченную тыкву, можно вскользь упомянуть, что это та самая тыква, которая превращалась в карету для Золушки.

Ежедневно в рацион детей 4 лет должно входить пол-литра молока, необязательно в чистом виде. Это с учетом кефира и прочей кисломолочной продукции, а также молока, используемого для приготовления каш. Тяжелую, высокобелковую пищу лучше давать в первой половине дня, чтобы она успела перевариться, а после обеда, более легкую – углеводную, молочно-растительную. Ребенок много двигается, поэтому теряет влагу, особенно в летний период. Следите, чтобы не произошло обезвоживание. Чтобы не перебить аппетит, вместо сладких компотов и соков в течение дня лучше его поить свежекипяченой водой, водой минеральной без газа или слабозаваренным чаем.

Режим дня ребенка в 4 года

Если у ребенка сложился определенный распорядок дня, у него уже вошло в привычку делать основные дела в определенное время. Ему хватает время поиграть и отдохнуть, он меньше капризничает, не оттягивает время сна и обеда, становится более собранным и организованным. Прием пищи у него, как и ранее разделен на завтрак с обедом и полдник с ужином. С промежутками между приемами в 3,5-4 часа. А вот потребность во сне сократилась. Сейчас ему требуется на сон 12 часов. Из которых 10 часов отводится на ночной отдых, 2 часа – на дневной. Чтобы его сон был более здоровым и полезным, комнату предварительно нужно проветрить. В теплое время года, если есть возможность, дневной отдых лучше переместить на свежий воздух – оборудовать место на веранде, балконе, в саду.

Занятия с ребенком в 4 года (как развивать)

В четыре года дети очень подвижны, активны, любознательны. Их интересует буквально все, поэтому нужно вовремя поддержать их интерес и заняться вместе сними развивающими играми. Например, лепкой, рисованием. Лепили и рисовали они и в более раннем возрасте, только техника была довольно примитивной. Сейчас же можно показать им, как нужно держать в руке кисточку или фломастер, показать, как правильно рисовать фигуры. Можно обводить картинки по контуру, или рисовать, используя трафарет. Обязательно купите ребенку разукрашки, чтобы он заполнял цветом черно-белые картинки. Помимо развития фантазии, так развивается мелкая моторика.

Используя пластилин, глину, можно уже не просто мять кусок в руке или лепить простые фигурки. В 4 года можно уже слваять целую тематическую композицию – подводное или лесное царство, новогоднюю, на тему животных. Гуляя в парке, желательно заранее насобирать желуди, листья деревьев, каштаны, а затем использовать их для поделок. Также пригодятся разные пуговички, бусинки, спички или зубочистки.

Если ранее ребенок делал аппликацию из готовых деталей, то в 4 года ему можно дать в руки ножницы, чтобы он сам вырезал фигурки. Не надо требовать вырезать то-то сложное. Нарисуйте ему на цветной бумаге крупные круги, квадраты, треугольники, а он пускай вырезает. Приклеивать можно не только бумагу, но и посыпать клейстер бисером, крупой (манкой, гречкой, пшеном) или цветным песком.

Если ребенок еще не овладел счетом, самое время это наверстать. Гуляя с ним по улице, пересчитывайте деревья, ступеньки, машины, людей, дома, птичек. Можно попробовать объяснить простые математические действия – сложение и вычитание. Для удобства, используя пальцы, спички или счетные палочки. Можно начать обучать ребенка чтению, заучивая готовые слоги. Очень удобно иметь готовые кубики со слогами или купить магнитную доску с буквами. Если у него возникнут трудности или он начнет капризничать, не настаивайте, отложите занятия на потом.

Игры и игрушки для детей в 4 года (как развлекать)

Четыре года – возраст вполне подходящий для того, чтобы вывести сына или дочку первый раз в цирк или театр на детское представление. Не стоит сразу покупать билеты в первые ряды. Вы не знаете, как отреагирует ваш ребенок на громкие выкрики клоунов, хлопки, рыки зверей. Поэтому лучше занять другие места, примерно с десятого ряда и выше.

Дети в 4 года хорошо могут развлекать себя сами, собирая конструктор, мозаику, паззлы. Только задания необходимо усложнять, добавляя большее количество деталей и уменьшая их размеры. Очень хорош конструктор Лего, наборы которого рассчитаны на разные возрастные категории детей. Из него можно собирать не только простые дома или машинки, но и космические или пиратские корабли, самолеты, замки, роботов, подкупая дополнительные детальки.

В этом возрасте можно познакомиться с одним или двумя друзьями, вместе играть во дворе или поочередно водить детей в гости. Им будет интересно играть сообща, а у их мам появится немного свободного времени. Обычно девочки играют в куклы, больницу, семью, мальчики – в машинки или конструируют. Детей можно занять на несколько часов, если дать им коробку и попросить построить дом. Пусть они вырезают окошки, красят стены, расставляют мебель, заселяют игрушечных жителей.

Медицинское наблюдение в 4 года

Ежегодно ребенок проходит плановый медосмотр. Ему необходимо обследоваться у таких специалистов как стоматолог, ортопед-хирург, отоларинголог (ЛОР), невролог, офтальмолог. А также делать раз в год общий анализ крови, мочи, кала на яйца глист. Не лишним будет обследовать внутренние органы на УЗИ и сделать ЭКГ. Если ребенка что-то беспокоит или болит, необходимо обратиться к участковому педиатру. Он назначит углубленное обследование и направит к более узким специалистам.

Еще недавно вы мечтали, чтобы ваш ребенок быстрее начал говорить. Сейчас вам хочется, чтобы он хоть иногда помолчал. Наступило такое время, когда вашего неугомонного «почемучку», интересует абсолютно все: «Почему собака лает, а кошка мяукает?», «Почему трава зеленая, а небо голубое?», «Почему звезды видно только ночью, а солнышко днем?» и еще много разных «почему».

Дети не только хотят это узнать, но и осознать, т.е. понять, почему происходит именно так. Иногда от этих «почему» у родителей идет кругом голова, особенно, кода один вопрос задается несколько раз и нужно все заново объяснять. Здесь главное проявить терпение и мудрость. Чтобы немного остановить напор вашего любознательного ребенка, можете у него спросить, а как он сам думает. Вы дадите ему возможность поразмышлять, послушаете его рассуждения, заодно получите несколько минут отдыха.
Иногда он может задавать вопросы на довольно щекотливые темы. Не старайтесь его пристыдить или одернуть. Ведь для детей нет запретных тем, ими всего лишь движет любопытство. Лучше постарайтесь найти подходящие для его понимания слова и дать исчерпывающий ответ, чтобы он понял все с первого раза, и больше к этим темам не возвращался.

Ясельный возраст малыша остался позади. Ребенок растет, радуя свою семью новыми умениями. Иногда он ленится, не справляется, порой плачет и нервничает. Но нужно ли вмешиваться в ребячьи забавы и помогать чаду играть и развиваться? Ответ однозначный: «Да!». Лучше, если родители будут активно участвовать в развитии ребенка. Исследования показывают, что более счастливые, общительные и приспособленные к обществу детки вырастают в семье, где мама и папа уделяли ребенку достаточно времени: вместе играли, рисовали, лепили, клеили. Поэтому лучше отложить подальше свои дела, выключить телевизор и заняться развитием самого главного человечка!

Умения

Современные методики предлагают родителям массу развивающих игр. Чтобы не потеряться в их разнообразии и выбрать подходящие, первое, что нужно определить, — для какой возрастной группы нужны занятия.

Больше всего внимания требуют малыши перед школой. Обычно это период 4—5 лет. Ребенок уже достаточно хорошо разговаривает и сам готов слушать и учиться. Но прежде чем выбрать развивающие занятия для детей 4—5 лет, необходимо разобраться, что они должны уметь в этом возрасте.

1. Определять положения предметов (вверху, справа, посредине).
2. Знать основные фигуры (круг, овал).
3. Уметь считать до 10. Считать предметы по порядку.
4. Расставлять предметы по счету.
5. Понимать сравнение предметов, называть их характеристику (толще, тоньше, большой, маленький).
6. Отличать цифры от букв.

Помощь родителям

Итак, малыш владеет всеми необходимыми навыками и готов к занятиям. С чего начать?
Подбирать занятия нужно по темпераменту ребенка. Если мама не справится сама, в этом ей сможет помочь специалист на индивидуальных занятиях. Иногда родители отдают предпочтения специальным центрам развития, где программу для детей составляет воспитатель-психолог. Большинство деток посещают сады, где тоже с ними играет воспитатель.

Но если малыш не посещает дошкольные заведения или мама хочет сама заниматься с ребенком, то ей придут на помощь развивающие занятия дома. А какие это? На что нужно обратить внимание, подбирая программы обучения?

Игровая форма

Первое, что нужно понять, — какие бы развивающие занятия для детей 4—5 лет ни выбрали родители, они должны преподноситься их ребенку только в форме игры. И никак иначе! В такой период детки отлично схватывают любую информацию, если она их увлекает. А как еще заинтересовать шалунишку, если не забавной игрой?

Упражнения и развивающие занятия для дошкольников

Пусть для начала это будут простые игры без всякой тематики. Можно принести карандаши или фломастеры и большой лист бумаги. Предложить малышу пофантазировать. Например, мама начинает рисунок, а ребенок заканчивает. Потом вместе посмеяться над готовым «шедевром». Хороший вариант — лепка или сборка конструктора. Также можно сделать с ребенком аппликацию, поиграть в настольную игру или даже разгадать кроссворд. Все это нужно, чтобы понять, что у крохи получается лучше всего. Ведь если выявить талант в таком раннем возрасте, будет реальная возможность его развивать, а возможно, и сделать профессией своего ребенка. Все взрослые знают, как важно заниматься в жизни любимым делом.

Другие занятия

Если такие простые игры наскучили ребенку или он не проявляет к ним интереса, можно поискать другие темы развивающих занятий.

1. Самое важное для любого ребенка — это физическое развитие. Родителям только нужно решить, чего они хотят: просто поддерживать здоровую форму своего чада или сделать его спортсменом. Опять же, ориентация на желание ребенка. Заниматься можно танцами, борьбой, ездой на велосипеде или самокате, катанием на роликах, плаванием, футболом. Есть еще масса вариантов.

2. Моторика. Пожалуй, так же важна, как и спорт. Можно строить кубики, конструктор, собирать пазлы, играть в песочнице, складывать камушки, лепить из пластилина или глины, рисовать мелками или освоить в том числе «кукольный театр».

3. Творческие развивающие занятия для детей 4—5 лет дают безграничную свободу для фантазии. Ребенка можно приобщить к любому виду искусства. Можно научить его рисовать, сочинять стихи, лепить, вырезать из бумаги, делать театральные постановки, петь и даже шить, вышивать и вязать, (но только при соблюдении техники безопасности и в присутствии взрослых!)

4. Если малыш уже готов для учебы, можно заняться с ним освоением букв и цифр, тем самым тренируя его речь. Вопреки убеждениям, что ребенок должен всему учиться в школе, лучше будет, если малыш пойдет в первый класс подготовленный. Так ему будет легче, он станет более уверен в себе, а, следовательно, меньше будет переживать.

5. Тренировка мышления, памяти, логики. Для этих целей можно учить стихи, читать и пересказывать тексты, называть цвета, формы и объемы предметов, разгадывать загадки и ребусы, собирать пазлы, играть в шашки и шарады.

6. Прекрасно, если ребенок изучит и правила этикета. Он должен научиться правильно здороваться, извиняться, благодарить, уступать место, помогать взрослым. Хорошо, когда мальчик знает, как должен вести себя джентльмен, а девочка учится быть леди. Как бы ни устарели эти понятия в современном мире, всегда приятно, когда ребенок хорошо воспитан и вежлив.

7. Некоторые родители не останавливаются только на этих распространенных методах и предлагают своим детям индивидуальные развивающие занятия на редкие темы. Например, они начинают знакомить своего ребенка с космосом, горами, реками или редкими животными, растениями. Чаще всего это происходит из-за спонтанного любопытства малыша или связано с профессией родителей. В любом случае, чем бы ни интересовался ребенок, никогда нельзя оставлять его вопросы без ответа. Он растет и хочет все знать. А задача взрослых — помочь ребенку в этом.

Заключение

И самое главное в любом занятии с малышом — остановиться нужно в том момент, когда ребенок устал и больше не хочет играть или потерял интерес к предмету учебы. Ни в коем случае не принуждать его к занятиям, иначе от них не будет смысла!
Безусловно, любое развитие ребенка, независимо от возраста и места, очень важно для его дальнейшей жизни.

От того, насколько хорошо и раскрепощенно он может общаться, как развита его речь, память и культура, зависит, каким человеком он вырастет. Однако не стоит превращать развивающие занятия для детей 4—5 лет в какую-то повинность или рутинную работу. Малыш сам должен регулировать время и продолжительность обучения. Игры должны нравиться именно ему, а не родителям. Только тогда он сможет полноценно наслаждаться процессом и расти счастливым и морально удовлетворенным ребенком!

Для ребенка в возрасте 4-5 лет речь становится основным фактором развития, а также этот процесс имеет первостепенное значение для формирования социальных связей малыша в обществе. Задача педагогов и родителей - помочь дошкольникам избежать возможных проблем в этой сфере. Ежегодно количество детей с нарушениями развития речи ставится все больше, поэтому система специальных логопедических упражнений необходима каждому, кому уже исполнилось четыре года. Что нужно знать о развитии речи в этот важный период?

Речевые особенности детей 4-5 лет

Для дошкольников это время – период активного увеличения словаря (к 5 годам его объем достигает, в норме, 3 тыс. слов). Дети этого возраста начинают обретать чувство языка, обращаются с родной речью более уверенно, занимаются словотворчеством. Грамматический строй продолжает разравниваться тоже.

Ребенок четырех-пяти лет не просто начинает говорить больше и свободнее, он также использует все более сложные предложения, чем раньше. Постепенно формируется способность составить короткий рассказ не только о том, что малыш видел лично, но и без опоры на непосредственный собственный опыт. Такие рассказы еще эмоциональны и нередко имеет нарушенную логическую структуру, но достаточно объемны и содержательны.

Уровень фонетического восприятия речи к этому возрасту тоже становится существенно лучше. У ребенка появляется возможность определить наличие того или иного звука в слове, подобрать слова на определенный звук. Он становится способен воспринимать слоговой ритм структуры слова.

Можно сказать, что в четыре года у детей наступает самый активный период в развитии речи, который позволяет приобрести коммуникативные возможности, сопоставимые с уровнем взрослых. Конечно, редкий малыш проходит этот путь без трудностей, речевые нарушения на этом этапе наиболее часто встречаются.

Виды речевых нарушений у дошкольников старшего возраста

Существует три основных вида нарушений, речевого недоразвития:

  • фонетическое;
  • фонетико-фонематическое;

На практике это означает, что дети испытывают трудности с узнаванием, различением и произношением звуков родного языка. Эти три вида нарушений могут встречаться отдельно или в комплексе.

В норме, к этому этапу развития, естественные возрастные трудности с произношением отдельных звуков или их групп уже должны остаться в прошлом, Завершается этап освоения звукопроизношения, дети перестают пропускать и смягчать согласные в речи. В 4 года должны появиться все шипящие, а к 5 можно ожидать уверенного и . Но у старших дошкольников нарушения артикуляции встречаются очень часто. Это могут быть дефекты в произношении шипящих, свистящих, сонорных звуков. Почти всем детям приходится выполнять логопедические упражнения на букву и звук р, «зарычать» многим удается только после специальной тренировки.

Стоит также обратить внимание на лексико-грамматические проблемы, которые проявляются в трудностях активного использовании речи как средства коммуникации. Дети с подобными нарушениями испытывают сложности при составлении вопросов, описаний, не могут использовать все средства родного языка для выражения мыслей. Они не умеют правильно строить предложения, неверно используют окончания и предлоги, ошибаются при словообразовании. Логопедическая помощь в этом случае необходима, но помочь ребенку говорить лучше могут и родители (конечно, после консультации со специалистом).

Как правильно проводить занятия дома

Мамы и папы могут помочь детям узнать новые слова, освоить правильный грамматический строй речи, усовершенствовать звуковую культуру. Есть несколько важных правил, которые нужно обязательно соблюдать во время домашних логопедических занятий.

  • Уроки должны проводиться регулярно, желательно каждый день и непременно в доброжелательной, спокойной обстановке.
  • Стоит представлять очередное упражнение в виде игры, постараться увлечь ребенка развивающей задачей. Можно превратить обязательные тренировки в конкурс или соревнование – кто лучше, быстрее, внимательнее выполнит задание.
  • Поддерживайте ребенка, хвалите его не только за хороший результат, но и за старания. Избегайте критики и резких замечаний.
  • должна проводиться обязательно с устойчивым настольным зеркалом, так ребенок может видеть результат своих усилий. Полезно использовать изображения всех упражнений для языка на картинках.
  • Специальные пособия для самостоятельных занятий с ребенком - необходимая и обязательная для родителей помощь. Например, большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких - полный сборник нужных упражнений, дополненный подробными методическими рекомендациями по проведению и иллюстрациями.
  • Используйте для занятий стишки, скороговорки, логопедические песенки для детей - такой материал помогает быстрее добиться результатов, развивает не только речь дошкольников, но также и их внимание, память.
  • Старайтесь сами говорить четко, правильно, используя все богатство выразительных средств языка. Показывайте сыну или дочке пример внимательного и бережного отношения к нему. Беседуйте на разные темы, читайте наизусть стихи, играйте в речевые игры.

В домашних условиях можно организовать как индивидуальное, так и групповое логопедическое занятие для детей 4-5 лет, оба варианта дают прекрасные результаты.

Упражнения

Данный комплекс логопедических упражнений для детей 4 5 лет включает не только речевые игры, но и специальные гимнастики для рук и органов речи. Мелкая моторика способствует стимулированию центра речи в головном мозгу, поэтому регулярные упражнения для пальцев необходимы каждому дошкольнику. Артикуляционная гимнастика совершенствуют главный орган речи - язык и умение ребенка им управлять. Это положительно сказывается на способности произносить все, даже самые сложные, звуки.

Пальчиковая гимнастика

Каждая серия упражнений повторяется 8-10 раз

Загорелись огоньки

Ритмично открываем и закрываем пальцы на каждой ладошке, вместе и поочередно.

Вкусные блинчики

Кладем руки на стол, чередуя ладошку и тыльную сторону. Правая касается поверхности столешницы ладонью, левая - тыльной стороной. Затем положение рук меняется.

Руками изображаем волны, плавно поводя ладонями сверху вниз - это речка. Затем на воде появляется лодка – ладони прижаты друг к другу, пароход – большие пальцы подняты и соединены. А потом и рыбки приплыли - ладошки вместе, большие пальцы прижаты, кисти двигаются из стороны в сторону.

Как растут деревья

Ладошки поднимаем, пальчики раскрываем сильно - выросли ветки. Опускаем ладошки вниз и тоже разводим пальцы в стороны - это корни. Встряхнули ладошки - листочки полетели.

Артикуляционная гимнастика

Каждое упражнение выполняется 6-8 раз.

  • Веселые квакушки

Широко улыбаемся, зубки сомкнуты и стоят ровным «заборчиком». Сохраняем улыбку 10 секунд.

  • Шаловливый слоненок

Вытягиваем губы вперед и делаем вид, что набираем «хоботком» воду.

  • Хитрый питон

Улыбаемся, высовываем изо рта язычок, вытягиваем его, прячем назад.

  • Быстрая лошадка

Широко открываем ротик, улыбаемся, цокаем язычком. Обращаем внимание на то, что нижние зубки не двигаются, «скачет» только язык!

  • Гребешок

Улыбнуться, показать зубки. Высунуть язычок, зажать его между зубами и «протащить» обратно.

  • Бабушкины ходики

Открываем ротик, улыбаемся, затем дотягиваемся язычком до уголков губ – левого и правого.

Развитие детей 4-5 лет определяется многими факторами, в том числе тем, какие знания, умения и навыки получил ребенок к этому возрасту.

Как правило, это:

  1. физическое развитие,
  2. навыки в счете,
  3. чтении,
  4. осмыслении действительности.

Что же должен знать и уметь ребенок в 4-5 лет?

Математика

Обучение ориентированию в пространстве и элементарным навыкам счета должно включать следующее:

  1. Ребенок 4-5 лет жизни умеет считать от 1 до 10, при этом навык этот должен присутствовать как в прямом, так и в обратном порядке.
  2. Для детей важно уметь находить недостающее число в ряду чисел.
  3. Дети 4-5 года жизни умеют писать и узнавать числа, знают состав числа, то есть раскладывают его на составные числа.
  4. Ребенок понимает значения математических действий больше, меньше, равно и их обозначения на письме.
  5. Дети сравнивают большие и маленькие предметы, знают и определяют различия предметов по длине, ширине, высоте и толщине.
  6. Ребенок уравнивает количество предметов в группах.
  7. Дети знают математические действия сложения и вычитания, решают простые примеры.
  8. Ребенок правильно использует в речи числительные.
  9. Знает простейшие геометрические фигуры и распознает их.
  10. Умеет распределять пространство на листе бумаги, определять понятие слева, справа, вверх и вниз.

Бесплатные материалы на нашем сайте помогут Вам развить способности в области математики у детей данного возраста:

  1. — видео (запоминаем числа от 0 до 30)
  2. — подробные задания о каждой цифре от 0 до 10
  3. Учим понятия: « «

Кроме того, советую также дополнить игры занятиями по книгам Петерон Людмилы Георгиевны.

Речевое развитие

Хороший уровень развития малыша определяет и уровень развития его речи. Программа развития речевых навыков предполагает следующие особенности:

  1. Для детей 4-5 года жизни важно уметь произносить все звуки, говорить с выражением.
  2. Дети могут называть окружающие их предметы, людей, животных, распределять их в группы по значению, называют их обобщающим словом.
  3. Для детей необходимо использовать существительные в речи в единственном и множественном числе.
  4. Ребенок легко находит предмет по описанию его формы, цвета, предназначения.
  5. Дети 4-5 лет определяют значения предлогов, подбирают синонимы.
  6. Для детей необходимо знать названия праздников, задает и отвечает на вопросы, знает несколько стихотворений, загадок, потешек.
  7. Ребенок составляет рассказ по предложенной картинке из нескольких простых предложений, может пересказать сказку, придумать окончание к рассказу.

Различные бесплатные тематические занятия, карточки и игры помогут расширить словарных запас Вашего ребенка:

  1. для девочек с тематическими заданиями
  2. с заданиями для мальчиков
  3. изучаем и
  4. изучаем
  5. — подборка интересных материалов
  6. — подборка заданий с играми

Развитие речи ребенка в 4-5 лет жизни, особенности его мышления неразрывно связываются психологами с обучением чтению. Учить чтению в этот период можно в несколько этапов. Чтению предшествуют следующие навыки:

  1. Ребенок знает алфавит
  2. Ребенок выделяет первый и последний слог в слове.

Обучение чтению предусматривает деление слова на слоги, поэтому формирование этого навыка на слух чрезвычайно важно.

Для детей 4-5 лет важно знать и правильно называет звуки и буквы, знает алфавит. Если ребенок еще не умеет читать короткие слова, обучение чтению следует вести следующим образом:

Правильному и свободному чтению впоследствии поможет знакомство со звуками и их буквенным обозначением (алфавит).

Для детей можно предложить звуковые игры, где в слове выделяется какой-либо звук. На втором этапе обучение чтению проходит в качестве определения звукового состава слова.

На третьем этапе обучение чтению подразумевает звуковой анализ слова и его сравнение с буквенным составом (вспоминаем алфавит).

На четвертом этапе обучение чтению сосредотачивается на буквенном составе слова: здесь в ход идут

  1. алфавит,
  2. кубики,
  3. написание букв.

И, наконец, на пятом этапе обучение чтению подразумевает слияние слогов в слово. Раздел на нашем сайте, в котором присутствует алфавит, поможет учить Вашего ребенка быстро читать:

Развитие логики и мышления

Особенности развития логического мышления детей в 4-5 лет предусматривает формирование таких навыков:

Дети 4-5 года жизни находят различия и несоответствия в картинках. Ребенок в состоянии расставить несколько картинок в нужной последовательности. Формировать этот навык помогут развивающие занятия.

Дети способны найти пару предложенному предмету и объяснить их связь. Для детей важно уметь объяснить предназначение некоторых предметов, мест посещения.

Дети могут выбрать нужный из 3 предложенных предметов.

Дети знают названия цветов, их оттенки, определяют время суток, года, знают, в какой стране живут, кем работают их родители.

Ребенок 4-5 лет знает элементарные правила поведения на улице.

Бесплатные игры на развитие логики и мышления:

  1. Строим
  2. — игры по методике Шичиды
  3. — игра
  4. — игра с лупой
  5. — игра на внимание и др.

Мелкая моторика

Развитие ребенка 5 лет предусматривает и определенный уровень графических навыков: Ребенок умеет пользоваться различными средствами для рисования (мелки, фломастеры, карандаши). Дети должны уметь рисовать линии, круги, простые предметы, обводить по контуру, раскрашивать. Бесплатные материалы на нашем сайте на развитие мелкой моторики у ребенка.

© 2024 Мама и малыш - Информационный портал