Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Классный час "день народного единства". Классный час для учащихся начальной школы "4 ноября - День народного единства" Краткая историческая справка


День народного единства отмечается как большой государственный праздник на территории всей великой России 4 октября. Презентация рассказывает об истории этого праздника, который имеет за плечами не одно столетие. Его главной датой рождение называют 1612 год, когда Минин и Пожарский организовали народ на защиту города Москвы и всей русской земли. В единстве они победили врага. Об этом и других фактах истории рассказывает презентация, которую можно скачать с сайта бесплатно и показать школьникам в День народного единства.

Не стоит забывать праздники, которые связаны с историей народа. Ими надо гордиться. На их нужно воспитывать детей, которые подрастают. Долгое время эта дата была забыта в России. Пришло время возродить праздник и поговорить на эту тему. С 2005 года День единства в России - великий день, достойный почитания славных людей и иконы Казанской Божьей Матери.


Презентация поведает учащимся 5 - 9 классов о том, какую историю имеет праздник День единства. На таком мероприятии можно формировать у учащихся как патриотическое чувство любви к Родине, так и осознание необходимости быть готовыми к защите нашей страны от любого агрессора.

Слайды презентации, рассказывающей об истории Дня единства, наполнены историческими сведениями и документальными фотографиями, картинками, которые характеризуют данное событие:

  • Начало
  • Первое ополчение в Рязани в 1611 году
  • Второе ополчение в Нижнем Новгороде
  • Освобождение Москвы
  • Первый памятник в Москве Минину и Пожарскому
  • Возрождение праздника
  • Дня единства народов с 2005 года (4 ноября)
  • Толерантность (понятие)

Скачать презентацию на тему Дня народного единства можно не только к классным часам, но и к урокам истории, окружающего мира.


Сценарий и презентация для классного часа ко дню народного единства. Целью проведения является разъяснение школьникам значение и смысл нового праздника в Российской Федерации, воспитание патриотизма.

Презентация для классного часа к Дню народного единства. Содержит исторические сведения, справку о возникновении праздника, викторину. Познакомит учащихся с архитектурой и живописью.

Материал содержит сценарий и презентацию для классного часа ко Дню народного единства в младших классах. Развивает у школьников чувство патриотизма и любви к Родине, интерес к истории России, формирует чувство ответственности за свою страну.

Презентация к классному часу, посвященному Дню народного единства. Учениики узнают о Смутном времени, о борьбе против захватчиков, о Минине и Пожарском.

Презентация для классного часа на тему «В единстве наша сила», была выполнена учителем начальных классов. Она обязательно понравится учащимся 1 - 4 класса. Эта работа поможет организовать урок постижения новых знаний. Занятие предлагается провести в форме концерта. Показ слайдов можно организовать на протяжении всего урока, раскрывая постепенно тему, заявленную выше. Предлагаемый для использования ресурс расскажет школьникам об истории праздников День народного единства. Правильно подобранный материал разрешит педагогу заложить у детей основные представления о событиях, произошедших в 1612 году и рассказать об их дальнейшем значении для России. Афоризмы великих людей, отрывки из повести «Иван Сусанин» и стихи о нашей Родине поспособствуют воспитанию у школьников патриотических начал, ощущения гордости за свой народ.

На слайдах много зрительных образов, имеются тексты популярных песен и красивые стихи России. В показ включены и фото с проведенного занятия, которые показывают живой интерес детей к предложенной теме. Ее раскрыть помогут 12 слайдов.


В презентации раскрывается самая актуальная тема сегодняшнего времени. Школьники будут говорить о том, что нельзя жить разрозненно, что надо сохранять те дружеские узы, которые создавались годами. Разрушить очень легко, но в трудные минуты приходиться искать помощи у самых близких, поэтому не зря в народе говорят, что наша сила в единстве. Эти слова и стали девизом урока или классного часа, который обязательно должен пройти в начальных классах (1 - 4).

Для занятия предлагается форма путешествия. Дети отправляются в путь и останавливаются на станциях:

  1. Олимпийские игры;
  2. славянская письменность;
  3. Крым и Севастополь.

Каждая остановка еще раз доказывает, что во все времена люди были дружны, они почитали свои корни. Нельзя нам разъединяться и сегодня, так как, потеряв связи, мы потеряем свои силы.


Презентация рассказывает о сложностях национальных отношений в современном мире. Особенно трудно их строить бывает в больших государствах, на территории которых проживают сотни национальностей. Однако мы не должны чувствовать в этом неудобства, наоборот, будучи вместе, мы становимся сильнее. Именно эту тему «В единстве сила» и будет раскрывать учитель на тематическом классном часу, который рекомендуется провести с использованием электронного ресурса в 5 - 7 класса.

12 слайдов наполнят занятие теплом и добротой, посеют ростки дружбы и надежды, потому что на этом уроке (кл. часе) речь пойдет о самом святом:

  • нации;
  • национальности;
  • национализм;
  • патриотизм;
  • толерантность;
  • День народного единства.


Презентация подготовлена для проведения в школе 1 сентября 2015 года единого всекубанского классного часа на тему "В единстве наша сила". Работа включает ровно 13 слайдов, на которых портреты известных людей - уроженцев Кубанской земли. Каждый из них внес свою маленькую лепту в то, чтобы сегодня Кубань была счастливым процветающим краем.

На фото перед школьниками выдающиеся кубанские казаки: атаман Головатый, недождавшаяся с войны своих сыновей Степанова, коллекционер Коваленко, супруги Кирлиан,. Пустовойт,. Ханжиян, Захарченко, Жигуленко, Лукьяненко, Россинский, Образцов, Горбатко. Этот список мог бы быть намного длиннее и при необходимости учитель может продолжить его по своему усмотрению, добавив туда фото земляков.

Классный час ко Дню народного единства для 7-8 класса с презентацией

Щепелева Наталья Михайловна, педагог-организатор, ГКОУ РО детский дом № 1 г. Новочеркасска.
Описание материала: предлагаю вашему вниманию конспект классного часа, посвященного Дню народного единства. Данное мероприятие проводилось с детьми старшего подросткового возраста в канун праздника.
Цели: углубить знания детей об истории России; способствовать утверждению патриотических ценностей.
Задачи.
Обучающие: -расширить знания о Смутном времени как исторической эпохе;
-познакомить с шедеврами искусства, посвященными данному времени.
Развивающие: речь, логическое мышление, зрительную память.
Воспитывающие: -уважение к историческому и культурному наследию.
Форма проведения: устный журнал.
Подготовительная работа: распределить роли среди детей (главный редактор, авторы, искусствоведы).
Задание участникам: главный редактор ведет весь журнал, ведущие (авторы, искусствоведы) готовят сообщения, опираясь на материал сценария.
Зрительный ряд: презентация.

Ход мероприятия.

I. Вступительное слово.
Педагог. В 2005 году в Российской Федерации был принят закон «О днях воинской славы и памятных датах России». Один из этих дней - 4 ноября, День народного единства. Почему именно 4 ноября 1612 года считают важным переломным моментом в истории, какие выдающиеся люди участвовали в тех событиях, вы узнаете из выпуска нашего устного журнала «Патриот». Предоставляю слово главному редактору журнала (педагог называет фамилию, имя ученика) .
II. Устный журнал.
Главный редактор Уважаемые слушатели, представляю вашему вниманию содержание нашего выпуска. Сегодня вы познакомитесь со следующими рубриками: (читает со слайда презентации).
Рубрики устного журнала «Патриот»:
передовая статья «Патриот и Родина» (Артём Кащеев);
рубрика «Исторические очерки» (Женя Щепелев и Вадим Комаров);
«Троице-Сергиева Лавра – величайшая святыня русского народа» (Егор Ерунцов);
рубрика «Боевая слава» (Виталик Щепелев);
«В памяти народной» (Лера Станишевская и Алёна Подлужная);
форум «Моё мнение».
Приступаем к знакомству с журналом! Итак, передовая статья названа «Патриот и Родина», она посвящена теме патриотизма и любви к Отечеству. Слово автору … (фамилия, имя).
Автор 1 Эпиграфом к статье выбраны следующие строки И. Крылова
(зачитывает со слайда № 3 презентации) :
Любимая земля.
Суровая.
Гранитная. Могучая.
Ты - жизнь моя.
Ты - Родина моя.
Ты часть меня - и большая и лучшая.
В современном мире все чаще мы касаемся темы патриотизма. Так что же это такое? Откуда берут истоки понятие патриот, патриотизм, Родина? Попробуем в этом разобраться.
Испокон веков неписаным правилом для русского воина было стоять насмерть за отца и брата, мать и жену, за родную землю. Верность воинскому долгу скреплялась устной присягой, клятвой на оружии и перед Богом. В военных походах и сражениях воспитывались взаимовыручка, товарищество, смелость, героизм, презрение к смерти во имя спасения Отечества. Постепенно эти качества стали основой патриотизма как важнейшего явления в социально-политическом и духовном развитии нашего общества, явившегося важной составляющей российского менталитета.
Отечество стало отождествляться с определенной территорией и исторически сложившейся на ней общностью населения, постепенно вырабатывалось представление: "Мы – россияне!"
(Слайды № 4, 5 с портретом Н. М. Карамзина и цитатой).
Понятие патриотизм наиболее точно определил Николай Михайлович Карамзин: "Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях".

Николай Михайлович Карамзин
Карамзин различает физический, моральный и политический патриотизм.
Физический патриотизм - это любовь к родной земле, к родной природе. Моральный - это любовь к людям, с которыми рос, воспитывался, жил. А политический - это любовь к славе Отечества, желание работать для его пользы. Истинный патриот, по мнению Карамзина, сочетает все три вида патриотизма.
Быть патриотом - значит свято чтить и хранить веру предков, всегда быть готовым защищать свою семью, свою землю, свою родину, защищать веру своих отцов, без которой любая нация измельчает и рассыплется в прах.
Мы должны помнить об этом, а значит изучать историю своей родины, знать имена ее героев, стремиться быть похожими на них.
Автор 2 В своей рубрике «Исторические очерки» я поведу рассказ об истоках празднования Дня народного единства.
Становление и развитие Российской государственности сопровождалось яркими примерами единения народа перед лицом опасности.
(Слайд № 6 с изображением Кузьмы Минина и князя Пожарского).


Кузьма Минин


Князь Пожарский
Одним из ярких примеров такого единения является ополчение, сформированное посадским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским для противостояния интервенции Польши и Швеции в 1612 г.
Благодаря этому ополчению была устранена угроза потери независимости Российского государства. Интервенции предшествовал период Смуты, который характеризовался ослаблением государственного порядка.
(Слайд № 7 - дата начала и окончания Смутного времени).
Дата 4 ноября (22 октября по старому.стилю) 1612 г. приходится на так называемое Смутное время - период с 1584 г. (смерть Ивана Грозного) до 1613 г.(коронация Михаила Федоровича Романова).
После смерти Ивана Грозного и двух его наследников - брата Федора Иоанновича и младшего сына Дмитрия, трон в 1598 г. занял Борис Годунов. В 1604 г. с территории Польши в Россию вторглись войска Лжедмитрия I, выдававшего себя за спасшегося царевича Дмитрия. После смерти Годунова, в 1605 г. Лжедмитрий занял царский престол. Спустя год он был убит в ходе заговора под руководством князя Василия Шуйского, который впоследствии был коронован на царство. В 1610 г. власть перешла к совету бояр во главе с князем Федором Мстиславским - это период "семибоярщины". Мстиславский присягнул на верность польскому королевичу Владиславу. Москва оказалась оккупирована польскими войсками под руководством гетмана Станислава Жолкевского.
Первое дворянское ополчение, созданное в Рязани в 1611 году, под командованием Прокопия Ляпунова подошло к Москве, но взять её не смогло. В руководстве ополчения начались разногласия и оно распалось к зиме 1611 года.
Казалось, возврата к единому и независимому государству не было… Однако новое движение за возрождение Российского государства зародилось в Нижнем Новгороде.
(Слайд № 8 – картина + описание заключения патриарха Гермогена).


Мощным импульсом этому народному движению послужила грамота патриарха Гермогена, заключенного в темницу. Из Чудова монастыря взывал он к нижегородцам постоять за святое дело по освобождению Руси от иноземных захватчиков.
В 1611 г. там было сформировано народное ополчение во главе с Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским, силами которого 4 ноября 1612 г. освободили Китай-город и затем изгнали поляков из Москвы.
(Слайд № 9 – картина + текст: «В 1613 г. царь Михаил Фёдорович Романов учредил день очищения Москвы от польских интервентов, который стал праздноваться 4 ноября.») .


В 1613 г. избранный Земским собором первый царь из династии Романовых - Михаил Федорович учредил день очищения Москвы от польских интервентов, который стал праздноваться 4 ноября.
Победа ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского стала возможна благодаря крепким национальным и религиозным связям. Именно эти связи, по мнению ряда российских историков Х1Х-ХХ вв., спасли общество.
Автор 3. «Троице - Сергиева Лавра - величайшая святыня русского народа».
(Слайд № 10 с изображением Троице-Сергиевой Лавры).
Троице - Сергиева Лавра - величайшая святыня русского народа. Обитель, основанная Преподобным Сергием Радонежским, в самые тяжелые для Родины дни была главной духовной опорой народа и государства.
В Смутное время, осажденная в течение 16 месяцев в 1608-1610 гг. со всех сторон польско-литовскими захватчиками, обитель не дрогнула, не сдалась на милость врага.
Русский историк С. Ф. Платонов писал: «Находясь вблизи столицы и на одной из главных дорог всего государства, блистая великим именем своего основателя, Сергиева обитель была одним из заметнейших мест всей страны».
Вот так выглядит Троице-Сергиева лавра в наше время (автор показывает на слайд № 10).


(Слайд № 11).


В старину во время военных действий монастыри выполняли роль укрепленных сооружений, где люди могли переждать бедствие. Вот как выглядит комплекс Троице-Сергиевой лавры со спутников. Хорошо видно, что монастырские помещения окружает высокая каменная стена.
(Слайд № 12).


Обелиск. Современный вид двора Троице-Сергиевой лавры. В тексте, помещенном на северной стороне, обелиска, говорится о роли Троицкого монастыря в Смутное время и о том, что и сам мир с поляками, положивший конец «Смуте», заключен был в 1618 году «под стенами сея обители в селе Деулине».
(Слайд № 13).
Памятная доска, установленная в 1910 году в память о доблестной защите монастыря.


(Слайд № 14).
Пятницкая башня Троице - Сергиевой лавры, под которую вели подкоп польско - литовские интервенты.


Вот как описывает эти события поэт П. Радимов
Осада Лавры.
Осаде нет конца. Неумолим Сапега.

А в Лавре хворь- цинга защитников морит.
Уж отгорел закат. Тревожный час ночлега,
Под башнею подкоп, и землю лях сверлит,
Но услыхал дозор, и не шумна тревога.
Здесь, осенив крестом себя во имя Бога,
Два грозные бойца с зажженым фитилем
В прокопанный проход спускаются навстречу
Подземным шорохом, они не примут сечу,
Им к бочке с порохом скорей дойти с огнем.
Вот шнур уже зажжен - и грозный грохнул гром.
Всем смерть заказана, она и недалече.
Вмиг ринулся обвал, и тяжкий давит ком
И плющит головы врагам и грудь, и плечи.
(Слайд № 15 Вылазка защитников в стан поляков)
Существует множество исторических картин, на которых изображены различные моменты осады Троице-Сергиевой лавры.


Вылазка защитников в стан поляков.
(Слайд № 16 -Архимандрит Дионисий диктует инокам Троице-Сергиевой Лавры воззвание к народам. Картина написана в начале 20 века).


Архимандрит Дионисий диктует инокам Троице-Сергиевой лавры воззвание к народам. Начало ХХ века.
(Слайд № 17 - Осада Троице-Сергиевой Лавры).


Осада Троице-Сергиевой лавры. Литография ХVII века
(Слайд № 18 - Взрыв подкопа под Пятницкую башню)


Взрыв подкопа. Литография XVIII века.
Главный редактор Предлагаю посмотреть какие виды оружия существовали в начале 17 века и как одевались военные того времени. С этой информацией вас ознакомит автор рубрики «Боевая слава».
Автор 4
(Слайд № 19 - оружие, принадлежавшее Минину и Пожарскому).
Широкое распространение получило холодное оружие – всевозможные сабли, клинки, мечи. В оружейной палате Московского Кремля хранится оружие, принадлежавшее Минину и князю Пожарскому.


(Слайд № 20. В начале 17 века еще использовали луки и стрелы).


Также в начале 17 века еще использовали луки и стрелы.
(Слайды № 21,22 – изображения различных пушек).
Для штурма укрепленных сооружений применяли различные пушки.



(Слайд № 23 – изображения доспехов).



Основными доспехами была кольчуга, а также пластинчатые доспехи. Голову воина закрывал шлем. Помимо этого применяли различную защиту для рук и ног.
(Слайд № 24, 25 – огнестрельное оружие).
В начале XVII века использовали огнестрельное оружие – пищали, мушкеты.



Главный редактор. Следующая рубрика называется «В памяти народной». Слово нашим искусствоведам!
Искусствовед 1
(Слайд № 26, с текстом высказывания И. Забелина).
Эпоха Смутного времени отражена в русской культуре достаточно глубоко. Нижегородскому ополчению посвящены поэтические и прозаические произведения, написаны гимны и оперы, живописные работы, сняты художественные фильмы, воздвигнуты памятники.
По словам историка Ивана Забелина, «Нижегородский подвиг в нашей истории дело великое, величайшее из всех наших исторических дел, потому что оно в полном смысле – дело народное».
(Слайд № 27. Галерея художественных работ, посвященных событиям Смутного времени).
Предлагаю посмотреть галерею работ различных художников, посвященных событиям Смутного времени.
(Слайд № 28, картина «Минин и пожарский»).)

Михаил Скотти «Минин и Пожарский», 1850 г.


(Слайд № 29 - «В Смутное время»).
Иванов Сергей Васильевич, «В Смутное время».


(Слайд № 30, «Воззвание к нижегородцам гражданина Минина в 1611 году»).
«Воззвание к нижегородцам гражданина Минина в 1611 году», М.И. Песков (1861 год).


Вот как описывает это событие поэт Василий Михайлович Чуфарин в своем стихотворении «Минин и Пожарский» , 1897 год.
Отрывок из стихотворения «Минин и Пожарский»
Обращение Кузьмы Минина к народу
Мир православный! – начал он –
Страдает Родина Святая,
Повсюду горе, вопли, стон,
Ручьями льется кровь людская.
Иноплеменники гурьбой
Отчизну нашу разоряют,
Владеют Русскою Землей
И нас себе порабощают.
Тиранят жен и дочерей
Враги пред нашими глазами,
И ставят в храмы лошадей,
Смеясь над верой и над нами.
Москва в плену, в стенах Кремля
Враги скопляются толпами;
Страдает Русь, ее земля
Кишит враждебными войсками.
Царя на русском троне нет,
Москвою враг повелевает,
И весь народ в годину бед
Врагу невольно присягает.
Один бесстрашный Гермоген
В священном сане патриарха
Не признает позорный плен
И иноземного монарха.
Соборам русским и церквам
Он посылает повеленья:
«Не отдавайте Русь врагам,
К Москве ведите ополченья!»
Мир православный! Иль у нас
Нет чувств и вялы мы сердцами?
Восстанем, дорог каждый час!
Восстанем, все пойдут за нами!
Освободим страну родную,
Или за Родину Святую
Все до единого умрем!»
Велик ты русский наш народ!
Когда ты Родину спасешь –
Ты богатырь, от всех забот
Для ней себя освобождаешь!
Ты слаб, пока отвага спит,
Но если духом ты проснешься,
То бурей в битву понесешься,
Тебя никто не победит!
(Слайд № 31, «Изгнание поляков из Московского Кремля»).
Как известно, ополчение одержало победу над польскими захватчиками. Посмотрим следующую картину.
Э. Лисснер «Изгнание поляков из Московского Кремля»


Искусствовед. 2.
(Слайд № 32. Памятники, посвященные героям нижегородского ополчения).
Мысль об увековечении памяти героев освобождения страны от польских интервентов была выдвинута в передовых кругах русского общества ещё в 1803 г. Такое предложение внёс на заседании “Вольного общества любителей словесности, наук и художеств” пылкий патриот поэт Василий Пугачёв.
(Слайд № 33).


Эта идея была подхвачена русским скульптором Иваном Петровичем Мартосом, который уже в 1804 г. начал работу над памятником.
И. П. Мартос изобразил момент обращения Минина к раненому князю Пожарскому. Минин призывает Пожарского возглавить войско и освободить Москву. Одной рукой Минин вручает Пожарскому меч, а другой указывает на Кремль, призывая к защите Отечества.
Бронзовые герои покоятся на мощном постаменте из полированного красного гранита. На постаменте надпись: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818.”
(Слайд № 34 – барельеф с лицевой стороны памятника).


На обеих сторонах постамента – бронзовые барельефы. Лицевой показывает сбор средств на борьбу с захватчиками. Мужчины несут деньги и товары, женщины – свои украшения, один мужчина вместо дара привёл своих сыновей – они пойдут в бой.
Любимый ученик Мартоса С. И. Гальберг, лепивший голову отца, предал ей портретные черты своего учителя. Основанием для этого, видимо, послужило то, что сын Мартоса в 1812 г. сражался в армии Кутузова.
(Слайд № 35- барельеф с тыловой стороны памятника).


На барельефе с тыловой стороны памятника показана батальная сцена – ополченцы изгоняют интервентов.
(Слайд № 36 – фрагмент памятника Минину и Пожарскому).


Высота постамента почти 4 м, памятник был отлит в Петербурге. На него ушло 20 т бронзы. Затем скульптурная группа была доставлена в Москву по воде. Этот великолепный монумент сооружён на средства, собранные по всенародной подписке. Из гривенников и копеек составилась внушительная сумма 150 тысяч рублей. Памятник Минину и Пожарскому был первым памятником в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев. Средства на памятник были собраны по всенародной подписке.
(Слайд № 37. Памятник Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде).
В других городах нашей страны также установлены различные памятники Минину и Пожарскому. Наибольшее их количество находится на территории Нижегородской области – это связано с тем, что Нижний Новгород был не только центром ополчения, но и родиной этих героев. Есть подобные памятники и в других городах – в Ярославле, Москве, Суздале.
Например, мало кому известно, что в Нижнем Новгороде находится точная, но немного уменьшенная копия памятника Минину и Пожарскому, о котором речь шла ранее. 4 ноября 2005 в Нижнем Новгороде был открыт памятник работы Зураба Церетели - уменьшенная на 5 см копия московского памятника. Он установлен под стенами Нижегородского Кремля, около церкви Рождества Иоанна Предтечи.


По мнению историков и экспертов, в 1611 году Кузьма Минин именно с паперти этой церкви призывал нижегородцев собрать и экипировать народное ополчение на защиту Москвы от поляков.
(Слайд № 38. Часовня Казанской Богоматери).
Памятник народному ополчению 1612 года в Ярославле (Часовня Казанской Богоматери)


Сооружение - одновременно и часовня, поскольку там есть изображения христианских святых, и памятник прошлому, так как внутри на плите начертаны слова «Народному ополчению 1612 года от благодарных потомков».
(Слайд № 39. Обелиск в честь Минина и Пожарского в Нижнем Новгороде).
Обелиск в честь Минина и Пожарского в Нижнем Новгороде.


(Слайд № 40. Михайло-Архангельский собор).


Михайло-Архангельский собор - древнейший каменный храм Нижнего Новгорода.
23 апреля 1628 года под руководством зодчих Лаврентия Семенова и пасынка Антипа началось строительство существующего здания.
Восстановление велось в память о Нижегородском ополчении и было завершено в 1631 году.
В 1962 году после проведенной реставрации в собор был перенесён прах Кузьмы Минина.
(Слайд № 41. Памятник-бюст князю Пожарскому в Зарайске.).
Памятник-бюст князю Пожарскому в Зарайске.


(Слайд № 42. Памятник князю Пожарскому в посёлке Борисоглебский Ярославской области.).
Памятник князю Пожарскому в посёлке Борисоглебский Ярославской области.


Форум «Моё мнение!»
Автор 1. А теперь мы предлагаем вам высказать свое мнение. Передаю слово ведущей форума.
Педагог. Ребята, сегодня прозвучало очень много интересных сведений. Хотелось бы услышать, какие факты вас удивили, заинтересовали, какая информация произвела наибольшее впечатление?
Дети высказываются.
(Слайды 43,44 – вопросы для обсуждения).
Теперь предлагаю обсудить следующие вопросы.
1.О каких трех видах патриотизма говорил Н.М. Карамзин?
2. Согласны ли вы с утверждением, что истинный патриот должен сочетать в себе все 3 вида патриотизма?
3. Князь Пожарский, Кузьма Минин, патриарх Гермоген, скульптор Мартос – являются ли эти личности истинными патриотами? Почему?
4. Иван Петрович Мартос – выдающийся русский скульптор. Как вы думаете, что побудило его изваять памятник Минину и Пожарскому?
5. Какая величайшая святыня русского народа 16 месяцев держала осаду поляков?
6. Как вы считаете, что помогало защитникам Лавры так долго держать оборону?
7. Почему Государственной Думой было принято решение о праздновании 4 ноября как общегосударственного праздника?
8. Какую опасность несут национальные распри и конфликты? Что мы можем сделать, чтобы не допустить их возникновения?
Педагог. На этом мы заканчиваем обсуждение. Надеюсь, оно заставило вас задуматься о вечных ценностях – любви к родине, патриотизме, долге и ответственности. Ведь все эти качества необходимы в жизни человеку и гражданину!
III. Подведение итогов.

Классный час

"День народного единства"

1 класс 2014 год

Составила учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 179

Мигалатий Ольга Павловна

Цель :

формировать чувство гражданственности и патриотизма;

формировать ответственность за судьбу Родины;

дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1612г.;

расширять кругозор учащихся;

развивать умение делать выводы, обобщать;

способствовать развитию умения участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения;

воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства.

Оборудование : компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация.

Ход классного часа

I. Орг. момент

Начинаем мы опять

по истории шагать.

Постарайтесь все понять,

Про страну свою узнать.

II. Вступительное слово учителя.

Слайды 1-5

Идет просмотр слайдов, учитель читает наизусть стихотворение С. Васильева.

Россия – как из песни слово.

Берёзок юная листва.

Кругом леса, поля и реки.

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

Люблю, всем сердцем понимаю

Степей таинственную грусть.

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом – Русь.

– О чем это стихотворение? (о родине)

Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

(Чувство торжества и гордости за свою Родину - Россию, за ее могучий и славный народ.)

Для каждого очень важно знать историю своей Родины. История – это память народа о том, кто мы, где наши корни, каков наш путь? Самое важное в изучении исторического прошлого своей Родины – это научиться любить её. А русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов.

Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю. Народом нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и независимость своей Родины.

Слайд 6

Звучит колокольный звон и учитель читает стихотворение:

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

С историей не спорят,

С историей живут,

Она объединяет

На подвиг и на труд

Едино государство,

Когда един народ,

Когда великой силой

Он движется вперед.

Врага он побеждает,

Объединившись в бой,

И Русь освобождает,

И жертвует собой.

Во славу тех героев

Живем одной судьбой,

Сегодня День единства

Мы празднуем с тобой!

4 ноября христиане отмечают праздник памяти Казанской иконы Божией Матери, а с 2005 года - День народного единства.

Слайды 7-8

Родина и единство... Расскажите, как вы понимаете эти слова? (ответ)

Как вы думаете, к чему призывает нас праздник "День народного единства"?

(К единству россиян. Ведь именно в единстве, в единении народа сила России.

Но откуда мы с вами все это знаем?

Правильно, из истории! Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше, да пожирнее. Впрочем, для грабежа и разбоя всегда можно найти самые благовидные предлоги. Эти времена назывались у нас смутными, а еще - кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания, да так, что менялись не только правители, но и сами формы правления. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

Слайд 9 -10

А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века, когда в России началась Смута великая. Так называли тревожное время неурожаев, голода, беспорядков и восстаний. Воспользовавшись этим, войска польского и шведского королей вторглись в русские земли. Вскоре поляки были в Москве. Над страной нависла смертельная опасность. Польские войска выжигали государство Русское, разоряли, людей убивали. Вздохи и плач раздавались кругом.

Тогда и наступил конец терпению народа. Русский народ решил объединиться в одно целое для изгнания с родной земли врагов.

Слайд 11 - 14

«Огромная толпа заполнила Соборную площадь Нижнего Новгорода. Народ долго не расходился, словно чего-то ждал. Тут на пустую бочку поднялся выборный начальник горожан. Староста Кузьма Минин.

Братья! Не пожалеем ничего!- сказал староста.

Отдадим всё, чем владеем, для спасения Родины.

Выдернув из-за пазухи туго набитый деньгами кошелек, он разом высыпал его в стоявшее рядом ведро. Сюда же все люди с площади стали бросать деньги, драгоценности. Жители стали сносить все, что у них есть, что накопили за свою жизнь. А у кого ничего не было, тот снимал с себя медный крест и отдавал на общее дело. Надо было иметь очень много денег, чтобы собрать большое и сильное войско, вооружить его и прокормить воинов.

Слайд 15 -16

Скоро собралась большая сила. Стали думать, кого позвать в предводители. Остановились на князе Дмитрием Михайловиче Пожарском. Пожарский был способным, умным военачальником, человеком честным и справедливым. Князь согласился возглавить войска, но при условии, что Минин будет заниматься хозяйством ополчения и его казной.

Слайд 17

По преданию, Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Пожарского на правление войском и выступление против врагов.

Слайд 18

В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана.

Празднование, 4 ноября, Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой "Казанская", установлено в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.

Войско во главе с Дмитрием Пожарским двинулось к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.

Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник.

Слайд 19

Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город.

4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей, ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город. Москва была освобождена.

Слайд 20

Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству.

Слайд 21 - 22

Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром бронзовый памятник им стоит на Красной площади - в самом сердце России с надписью: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия”

А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.

Слайд 23

В память освобождения Москвы от поляков в Москве был построен на деньги Д. Пожарского казанский собор, в честь Казанской иконы Божией Матери.

Подготовленный ученик читает стихотворение

Ушли в историю года,

Цари менялись и народы,

Но время смутное, невзгоды

Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,

И славит стих былых героев,

Поверг народ врагов-изгоев,

Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен

В руках с иконой перед битвой,

Благословленная молитвой

Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города

С поклоном русскому народу

Сегодня празднуют свободу

И День единства навсегда!

III. Подведение итогов беседы.

Какая беда обрушилась в те года на Русь? (ответ)

Кто призвал русских людей на объединение для защиты своей Родины? (ответ)

Кто возглавил русское войско? (ответ)

Скажите, ребята, а знаете ли вы, как россияне отблагодарили героев ополчения? (ответ)

Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов и дел это видно? (ответ)

Каким вам представился образ Кузьмы Минина? (ответ)

Сделайте заключение о чертах характера Минина и Пожарского, выбрав нужные слова.

Запись на доске

Спокойный, уравновешенный, решительный, храбрый, бескорыстный, сильный, ответственный, беззаветно преданный Родине и любящий ее, самоотверженный, мужественный, стойкий, авторитетный, жертвенный, умеющий воодушевить людей и повести их за собой.

Слайд 24 -25

Праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА - дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков. Преодолеть времена безвластия и укрепить Российское государство.

4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила;

IV. Творческий проект

Какое ещё название имеет этот праздник?

В этот день мы оказываем помощь несчастным и нуждающимся, то есть занимаемся благотворительностью. А это значит, что мы делаем какие дела? (ответ)

Какое название можно дать этому дню. (День добрых дел.)

А что может сделать каждый из вас для тех, кто нуждается в помощи и поддержке.

1. "Чистый город" (уборка территории детского сада, благоустройство обелисков, памятников).

2. "Поможем детям" (сбор детских книг, игрушек для воспитанников Детского приюта).

3. "Спешите делать добрые дела" (помощь престарелым людям, инвалидам, ветеранам войны и труда, больным, одиноким).

Слайд 26

В заключение возьмёмся за руки и все вместе произнесём речовку:

Главное - вместе!

Главное - дружно!

Главное - с сердцем горящим в груди!

Нам равнодушие не нужно!

Злобу, обиду прочь гони!

Запомните это чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков.

Чтение наизусть стихотворение Натальи Майданик.

ПРИЗЫВНАЯ

В День единства будем рядом,

Будем вместе навсегда,

Все народности России

В дальних селах, городах!

Вместе жить, работать, строить,

Сеять хлеб, растить детей,

Созидать, любить и спорить,

Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,

Войн, конфликтов избегать,

Чтобы счастьем жизнь наполнить,

Чтоб под мирным небом спать!

Всем спасибо за общение.






























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:

  • формировать чувство гражданственности и патриотизма;
  • формировать ответственность за судьбу Родины;
  • дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1612г.;
  • расширять кругозор учащихся;
  • развивать умение делать выводы, обобщать;
  • способствовать развитию умения участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения;
  • воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация.

Ход классного часа

I. Орг. момент

Начинаем мы опять
по истории шагать.
Постарайтесь все понять,
Про страну свою узнать.

II. Вступительное слово учителя.

Слайды 1-5

Идет просмотр слайдов, учитель читает наизусть стихотворение С. Васильева.

Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей,
Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь.

Учитель. – О чем это стихотворение? (о родине)

Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

(Чувство торжества и гордости за свою Родину - Россию, за ее могучий и славный народ.)

Для каждого очень важно знать историю своей Родины. История – это память народа о том, кто мы, где наши корни, каков наш путь? Самое важное в изучении исторического прошлого своей Родины – это научиться любить её. А русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов.

Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю. Народом нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и независимость своей Родины.

Слайд 6

Звучит колокольный звон и учитель читает стихотворение:

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!

День народного единства.

Слайды 7-8

Родина и единство... Расскажите, как вы понимаете эти слова? (ответ)

Как вы думаете, к чему призывает нас праздник "День народного единства"?

(К единству россиян. Ведь именно в единстве, в единении народа сила России.

Но откуда мы с вами все это знаем?

Правильно, из истории! Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше, да пожирнее. Впрочем, для грабежа и разбоя всегда можно найти самые благовидные предлоги. Эти времена назывались у нас смутными, а еще - кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания, да так, что менялись не только правители, но и сами формы правления. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

Слайд 9 -10

А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века, когда в России началась Смута великая. Так называли тревожное время неурожаев, голода, беспорядков и восстаний. Воспользовавшись этим, войска польского и шведского королей вторглись в русские земли. Вскоре поляки были в Москве. Над страной нависла смертельная опасность. Польские войска выжигали государство Русское, разоряли, людей убивали. Вздохи и плач раздавались кругом.

Тогда и наступил конец терпению народа. Русский народ решил объединиться в одно целое для изгнания с родной земли врагов.

Слайд 11 - 14

Огромная толпа заполнила Соборную площадь Нижнего Новгорода. Народ долго не расходился, словно чего-то ждал. Тут на пустую бочку поднялся выборный начальник горожан. Староста Кузьма Минин.

Братья! Не пожалеем ничего!- сказал староста.

Отдадим всё, чем владеем, для спасения Родины.

Выдернув из-за пазухи туго набитый деньгами кошелек, он разом высыпал его в стоявшее рядом ведро. Сюда же все люди с площади стали бросать деньги, драгоценности. Жители стали сносить все, что у них есть, что накопили за свою жизнь. А у кого ничего не было, тот снимал с себя медный крест и отдавал на общее дело. Надо было иметь очень много денег, чтобы собрать большое и сильное войско, вооружить его и прокормить воинов.

Слайд 15 -16

Скоро собралась большая сила. Стали думать, кого позвать в предводители. Остановились на князе Дмитрием Михайловиче Пожарском. Пожарский был способным, умным военачальником, человеком честным и справедливым. Князь согласился возглавить войска, но при условии, что Минин будет заниматься хозяйством ополчения и его казной.

По преданию, Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Пожарского на правление войском и выступление против врагов.

В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана.

Празднование, 4 ноября, Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой "Казанская", установлено в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.

Войско во главе с Дмитрием Пожарским двинулось к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.

Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник.

Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город.

4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей, ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город. Москва была освобождена.

Слайд 20

Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству.

Слайд 21 - 22

Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром бронзовый памятник им стоит на Красной площади - в самом сердце России с надписью: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия”

А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.

В память освобождения Москвы от поляков в Москве был построен на деньги Д. Пожарского казанский собор, в честь Казанской иконы Божией Матери.

Подготовленный ученик читает стихотворение

Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!

III. Подведение итогов беседы.

Какая беда обрушилась в те года на Русь? (ответ)

Кто призвал русских людей на объединение для защиты своей Родины? (ответ)

Кто возглавил русское войско? (ответ)

Скажите, ребята, а знаете ли вы, как россияне отблагодарили героев ополчения? (ответ)

Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов и дел это видно? (ответ)

Каким вам представился образ Кузьмы Минина? (ответ)

Сделайте заключение о чертах характера Минина и Пожарского, выбрав нужные слова.

Запись на доске

Спокойный, уравновешенный, решительный, храбрый, бескорыстный, сильный, ответственный, беззаветно преданный Родине и любящий ее, самоотверженный, мужественный, стойкий, авторитетный, жертвенный, умеющий воодушевить людей и повести их за собой.

Слайд 24 -25

Праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА - дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков. Преодолеть времена безвластия и укрепить Российское государство.

4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила;

IV. Творческий проект

Какое ещё название имеет этот праздник?

В этот день мы оказываем помощь несчастным и нуждающимся, то есть занимаемся благотворительностью. А это значит, что мы делаем какие дела? (ответ)

Какое название можно дать этому дню. (День добрых дел.)

А что может сделать каждый из вас для тех, кто нуждается в помощи и поддержке.

1. "Чистый город" (уборка территории детского сада, благоустройство обелисков, памятников).

2. "Поможем детям" (сбор детских книг, игрушек для воспитанников Детского приюта).

3. "Спешите делать добрые дела" (помощь престарелым людям, инвалидам, ветеранам войны и труда, больным, одиноким).

В заключение возьмёмся за руки и все вместе произнесём речовку:

Главное - вместе!
Главное - дружно!
Главное - с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!

Запомните это чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. Всего вам доброго!

Чтение наизусть стихотворение Натальи Майданик.

В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!

Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!

Учитель: Всем спасибо за общение.

© 2024 Мама и малыш - Информационный портал