Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Роль учителя в нравственном воспитании младших школьников. Роль учителя в обучении и воспитании Роль учителя в формировании всесторонне развитой личности

Масло Ирина Игоревна,
учитель начальных классов
НОУ «ЛИЦЕЙ» Санкт-Петербрга

На современном этапе меняется роль учителя в образовании. Идеи гуманистической педагогики особенно актуальны для нашей страны. В результате известных социальных причин был нарушен естественный механизм эмоциональных связей между поколениями. Укрепилось понятие дистанции. В результате целые поколения выросли зависимыми, несвободными, не имеющими собственных мыслей, не умеющими принимать собственные решения и за них отвечать. Современное общество требует воспитание личности, которая способна самостоятельно регулировать свое поведение и деятельность, оценивать поступки не только других людей, но и свои собственные, а также намечать пути дальнейшего развития своей личности.

Для воспитания свободной личности, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия, требуется иной подход. Необходимо воспитывать умение думать раньше, чем действовать, действовать правильно, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение личности, считаться с ее позицией, взглядами, оценками и принятыми решениями. Этим требованиям отвечает гуманистическое личностно- ориентированное воспитание.

Воспитание, ориентированное на личность, ее жизнь, деятельность, является перспективным только тогда, когда между воспитателями и воспитанниками взаимодействуют такие формы, которые активизируют процесс воспитательной инициативы у детей. От состояния «Я должен» к состоянию «Я хочу» ребенка приводит его личное отношение к тому, что он делает.

Личностно ориентированное воспитание - воспитание, обеспечивающее развитие, саморазвитие и продуктивную самореализацию личности ученика, происходящую с опорой на его индивидуальные особенности как субъекта познания и предметной деятельности.

Личностно ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики:

Самоценность личности,

Уважение к личности,

Природосообразность воспитания,

Добро и ласка как основное средство.

Иными словами, личностно ориентированное воспитание - это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному полноправному и ответственному участнику воспитательного процесса. Это формирование целостной, свободной, раскрепощенной личности, осознающей свое достоинство и свободу других людей.

Педагогика строится на принципах сотрудничества и уважения к личности ребенка. Неумение учителя установить с детьми партнерские, подлинно человеческие отношения приводит к тому, что для учителя педагогический процесс становится неуправляемым и неэффективным, а у учеников возникает неприязнь к нему и к школе в целом. Учителем должен быть создан подобающий микроклимат, в котором будут учитываться все факторы и трудности. Учитель различными способами создает такие условия, чтобы ребенок сам пришел к пониманию смысла данного требования лично для себя, признал и принял его, захотел выполнить и выполнил.

Целенаправленное нравственное воспитание в школе возможно лишь при условии взаимного принятия учителя и ученика, взаимопонимания между ними. На усвоение учащимися нравственных норм большое влияние оказывает нравственный облик самого учителя, его отношение к детям.

Роль учителя как нравственного образца очень важна для ученика, как пример нравственного поведения, нравственного человека, особенно для тех детей, которые в семье и других институтах социализации не получают примеров нравственного поведения, лишены теплого и уважительного отношения и поддержки взрослых. Это значит, что работа педагога с учеником невозможна без постоянной работы над самим собой - своим характером, поведением, отношением к окружающим.

Психологической основой примера служит подражательность. О сущности подражательности, о ее роли и месте в процессе воспитания и самовоспитания, о стадиях подражательности пишет А.Г.Ковалев, отмечая, что «…подражание является наиболее характерным способом познания действительности ребенком, а подражательность - основным свойством развивающейся личности».

Младшие школьники подражают тем, кто производит на них наиболее сильное впечатление. Он наиболее восприимчив и открыт для воздействия, не испытывал негативных педагогических влияний, авторитет учителя практически непререкаем. Но необходимо помнить, что внешние влияния не вызывают у школьника прямой реакции, а обязательно преломляются через сложившиеся в его опыте отношения. Поэтому период младшего школьного возраста благоприятен не только для формирования тех или иных нравственных качеств, но и для определенного корректирующего воздействия в случаях несоответствия личностных и общественных отношений, не благополучного семейного положения ребенка. Мудрость педагогического руководства: понимать, где не нужно вмешиваться и насильственно ускорять или осуществлять коррекцию, а где, видя трудности ребенка и его неспособность справиться с проблемами собственными силами, «подтолкнуть» процесс, значительно сэкономив при этом время и нервы.

Педагог может выбирать разные формы работы - шефство над пожилыми людьми, взаимопомощь в учебе, уход за живым уголком в классе, - ориентируясь на индивидуальные особенности личности учащихся и уровень развития их нравственных представлений.

Процесс нравственного воспитания становится для школьников значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если педагог заботится о выполнении следующих условий:

° опирается на положительные возрастные потребности и интересы, создающие «эффект актуальности»;

° обеспечивают эмоциональную насыщенность общественно полезной деятельности, организует совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников;

° создает в коллективе атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху;

° утверждает радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива;

° учитывает положительное воздействие общественного мнения, выполняющего функцию эмоционального заражения;

° заботится о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.

Все эти вышеперечисленные условия наиболее эффективно будут выполняться с использованием современных информационных технологий. Однако в современной школе еще остро ощущается недооценка этих средств воспитания. Учителя массовых школ не имеют специально разработанных программ воспитания у детей нравственных качеств, часто работа с учащимися в этом направлении носит неустойчивый, размытый характер.

Используемая литература :

1. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. - М., 2000

2. Раев А.И. Матвеева Л.А. Психологические основы формирования нравственных убеждений учащихся. -Л., 1985

3. Хуторской А.В. Личностно-ориентированное направление модернизации образования в российской школе. \\ Ученик в обновляющейся школе. М., 2002

4. Божович Л.И., Конникова Т.Е. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. 1975, №1.

5. Галяутдинова С.И. Потенциальная и актуальная готовность младших школьников к нравственному поведению./ Психологические проблемы нравственных убеждений. -Л., 1987

6. Ковалев А.Г. О стадии подражательной деятельности ребенка // Вопросы психологии личности / Под ред. Е.И. Игнатьев. М, 1960.

7. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Рапацевич - Минск., 2005

8. Педагогический энциклопедический словарь. / Под ред. Б.М. Бим-Бада. - М., 2002

Введение

Цель воспитания нельзя выдумать или выдвинуть произвольно. Она должна соответствовать представлению общества об идеале человеческой личности. Идеал человеческой личности - это представление о совершенном человеке, которое живет в произведениях литературы и искусства, народном творчестве, герой которого и смел, и честен, и храбр, и справедлив, а героиня добра, отзывчива, трудолюбива. Идеалы личности у разных народов очень близки друг другу. Они обязательно включают в себя такие качества как ум, трудолюбие, физическая сила, красота, выносливость.

Идеал телесной и духовной красоты занимал умы педагогов уже с античных времен. Однако там гармоничное соединение физического и духовного в человеке полностью исключало труд. В средние века идеалом становится духовный аспект. Церковь (а именно она монополизировала все дело воспитания в этот период) считала, что физические радости отвлекают человека от церковных догм и, объявило их греховными. В этих условиях идея сочетания духовной и физической красоты считалась теоретической и совершенно заглохла.

Идея гармонического развития человека вновь прозвучала и получила дальнейшее развитие в трудах педагогов-гуманистов эпохи Возрождения. Они видели идеал разностороннего воспитания в соединении обучения с трудом, в котором принимают участие все члены общества. Сейчас идея всестороннего развития личности как высшей цели воспитания признается всем миром. И, тем не менее, ни одна страна не может похвастаться ее достаточно полной реализацией.(см. литература №2)

Следует иметь в виду, что в любом обществе существуют два педагогических идеала личности. Один - высокий, широко рекламируемый, но заведомо недостижимый. Его предназначение - быть маяком, ориентиром, высшим образцом, к которому следует подвести воспитуемого как можно ближе. Другой идеал достаточно приземленный. Он, как правило, имеет реальное воплощение, явно не пропагандируется.

До настоящего времени разносторонне развитая личность является эталоном. Задача же учителя - разносторонне воспитанная личность ученика.

Структура деятельности учителя

Определяющая роль учителя в воспитании разносторонне развитой личности

Именно учитель реализует цели и задачи воспитания, организует активную учебно-познавательную, трудовую, общественную, спортивно-оздоровительную и художественно-эстетическую деятельность учащихся, направленную на их развитие и формирование разнообразных личностных качеств.

Об определяющей роли учителя в образовании и воспитании учащихся говорят многочисленные примеры школьной практики и высказывания многих педагогов. Известный русский математик М.В.Остроградский писал: "Хороший учитель рождает хороших учеников". (см. литература №1).

В школах работает немало учителей, которые добиваются высокого качества обучения и воспитания, проявляют большое методическое творчество, обогащают передовой педагогический опыт и вносят значительный вклад в развитие теории и практики учебно-воспитательного процесса, Многим из них присвоены почетные звания "Заслуженный учитель", "Учитель-методист", "Старший учитель".

В условиях реформирования и обновления нашего общества роль учителя в этих процессах трудно переоценить. От него во многом зависит образование народа, его культура и нравственность, а также направление дальнейшего развития общества. В настоящее время осуществляется ряд мер по повышению профессиональной, подготовки учителей в педагогических институтах и университетах. В частности, усиливается их теоретическая и практическая подготовка по тем дисциплинам, которые будут составлять предмет их преподавательской деятельности в школе, значительно расширяется изучение психолого-педагогических дисциплин и углубляется их теоретическая и практическая направленность. Совершенствуются механизмы отбора абитуриентов при поступлении их в педагогические институты и университеты. При них работают подготовительные отделения или факультеты и различные курсы для абитуриентов.

Работа учителя относится к весьма сложным видам деятельности. И вот здесь перед ним возникает целый ряд профессиональных проблем. Обращенность педагогической теории к учителю отнюдь не снимает тех трудностей, с которыми он встречается в своей работе. Дело здесь в следующем. Теория содержит обобщенные положения о том, как нужно осуществлять обучение и воспитание учащихся, в ней фиксируются общие методические идеи о подходе к детям, о зачете их возрастных и индивидуальных особенностей. Практика же выступает в большом разнообразии конкретного и единичного и зачастую ставит такие вопросы, на которые теория не всегда дает прямые ответы. Вот почему от учителя требуется большая практическая подготовка, умение творчески подходить к решению, возникающих задач, которые в общем плане определяют уровень его профессиональной умелости и развитие педагогического мастерства.

Тем не менее, только учитель в полном объеме обладает средствами и умением осуществлять действенное формирование растущей личности, развитие ее мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. Он должен ощущать свой высокий престиж в обществе, величие своей профессии и заслуженно переживать глубокий пафос положения о том, что учитель - это действительно звучит гордо!

Поэтому ее нельзя сводить только к сумме знаний, умений и практической сноровке, которые приобретаются в ходе профессионального обучения. Еще нужна, как отмечено, склонность к работе, наличие определенных природных данных и нравственных качеств.

«Роль личности учителя в воспитании школьников»

Учитель начальных классов:

ДавиденкоТ.Г.

Школа »Ирида» г. Москва

Роль личности учителя в воспитании школьников.

Школа, в переводе с латинского скале, означает скалистую лестницу, ступеньки которой ведут вверх.

Образование - это не только учебный процесс овладения знаниями, но и процесс становления, совершенствования, восхождения души. А с греческого она (школа) трактуется как дом радости.

Солнечным светом, обаянием должна быть пронизана педагогическая деятельность учителя. Испокон веков учителя востребованы в любом обществе, ведь именно мы не только учим детей, но и формируем их как личности.

У каждого ребенка свое предназначение, своя миссия. Задача учителя - дать им развиваться.

Дарить ребенку чувство его, ребенка, значимости, ощущение того, что кто-то о тебе думает, хочет сделать приятное, желает счастье. Получают ли они это в школе? Не всегда.

Главное в деятельности учителя - уважать, любить и понимать своих учеников, помня, что ребенок - не сосуд, который надо наполнить, а светильник, который нужно зажечь.

Отношение педагогов и детей представляют ту среду, в которой происходит становление ^развитие личности школьника. Отношение «учитель - ученик» определяются гуманно-личностным подходом.

Нашему обществу сегодня нужны люди, каждый из которых мог бы сказать: «Я хочу быть счастливым человеком, но самый верный путь, если я так буду поступать, чтобы все остальные были счастливы. Тогда я буду счастлив.»

Это высокое нравственное начало особенно важно теперь, когда мы испытываем дефицит доброты, сочувствия, сострадания. Приведенные слова о личном счастье, коллективе и обществе принадлежат выдающемуся педагогу А.С. Макаренко. Это был один из тех необыкновенно одаренных социально активных людей, в которых всегда

нуждается общество. Кристально чистый, энергичный, деятельный - он был таким задолго до того, как о его искусстве воспитания человека узнал весь мир.

Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже при нормальных, стабильных стадиях развития общества возникают различные проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблемы сегодняшнего дня (дефицит внимания родителей к детям, вечная их занятость на работе, смещение ценностей, когда TV правит миром и умами наших детей) делают процесс воспитания еще более трудным.

Школа берет на себя основную функцию воспитания. Учитель более, чем кто-либо другой призван направлять формирование и развитие каждого из своих питомцев.

В глазах ребят ему необходимо не только быть правдивым, искренним, но и проявлять себя борцом за нравственные идеалы против негативных проявлений окружающей жизни.

Г1о сравнению с представителями других профессий учителя находятся в особой ситуации. Личность учителя - мощный фактор формирования личности ученика. Учитель, выполняя социальный заказ общества - формирование социально активной, всесторонне и гармонично развитой личности, должен обладать высокими профессиональными умениями, быть высоко моральной личностью. Решение сложных задач обучения и воспитания школьников в решающей степени зависит от учителя. Воспитываем мы, прежде всего не теми или иными методами и приемами, а влиянием собственной личности, индивидуальности.

Известно, что с самого рождения человек воспринимает окружающую действительность не на основе собственного опыта, которым он фактически не обладает в младенчестве, а под влиянием взрослых (родителей, воспитателей, школьных учителей).

У каждого из нас был свой первый учитель, тот, который тем или иным способом повлиял на формирование нашей личности, на наш процесс совершенствования.

Первый учитель у ребенка должен быть безупречен во всем, как по Чехову: «...и душа, и одежда, и мысли.»

Преподавателю необходимо обладать такими качествами, как понимание, безусловная поддержка, любовь к ученикам, умение с мудростью рисковать в пикантные моменты, своевременная невозмутимость и, конечно же, творческий подход во всем. Не менее важным является уверенность в себе и профессионализм педагога.

Мы говорим об Учителе с большой буквы, не столько как о человеке, который преподает какой-то предмет, а именно о том Учителе, который является для детей ведущим ориентиром. Гармоничный и живой, самосовершенствующийся, не относящийся к детям как к досадной обязанности учитель, свободный, открытый.

С того момента, как маленький человек сделала первый шаг по земле, он начинает сравнивать себя с тем, кто его воспитывает. В основе авторитета педагога лежит его деятельность, которая становится примером для воспитанников.

Великий педагог Макаренко считал, что воспитатель должен вести себя так, чтобы каждое движение его воспитывало и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?

Личность воспитателя играет очень важную роль в воспитании и эффективность воспитания достигается тогда, когда воспитатель внимательно относится к воспитательному процессу, постоянно анализируя его и делая правильные выводы.

Лишь на возрождении простых человеческих чувств любви и милосердия должен строиться процесс воспитания.

Лев Н. Толстой писал в одном из своих трудов. «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.»


Воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач, успешно реализуемых в нашей стране с первых дней обретения независимости. Огромное внимание уделяется развитию личности ребёнка, формированию у него системы ценностей. Ребёнок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддаётся негативному воздействию извне. Нравственное воспитание учеников особенно важно, потому как именно в школьном возрасте ребёнок восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребёнка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание школьников можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребёнок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми. Заниматься проблемой духовно-нравственного образования одинаково полезно как учителю, так и ученику. Учительство - одно из труднейших видов служения своему народу. Учителю поручена высокая духовная миссия: на своём месте он реализует дело, может быть, куда более важное, чем любая концепция или программа, ибо он строит жизнь человека. Но чтобы заложить в души учеников высокие нравственные принципы, учителю нужны не только теоретические знания. Сама его жизнь должна быть построена на тех же принципах. Замечательно, что главная цель образования в наших школах - добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников.

13. Понятие и структура личности.

Личность - это конкретный человек с индивидуально проявленными своеобразными умственными, эмоциональными, волевыми и физическими свойствами. Личность возникла и развилась в процессе общественно-исторического развития человечества, в процессе труда.

Принадлежность личности к обществу, включение в систему общественных отношений определяет ее психологическую и социальную сущность.

Личность - социальное существо, субъект познания, активный деятель общественного развития. Характерными признаками личности являются ее сознание, исполняемые ею общественные роли, общественно полезная деятельность.

Одной из сторон личности является ее индивидуальность - своеобразное, неповторимое соединение психологических особенностей характера, темперамента, движения психических процессов (восприятие, память, мышление, речь, чувства, воля), ее мотивационной сферы.

Личность всегда является продуктом своих действий и тех общественно-экономических отношений, в которых участвует. Изучение личности по своей сути - это историческое исследование процесса ее становления при определенных социальных условиях, определенном общественном строе.

Структуру личности рассматривают по-разному.

Одни считают, что в структуре личности целесообразно рассматривать только психологические ее компоненты (познавательные, эмоционально-волевые, направленность), а другие выделяют в ней и биологические аспекты (типологические особенности нервной системы, возрастные изменения в организме, пол), которые нельзя игнорировать в процессе воспитания личности.

Однако противопоставлять биологическое социальному в личности нельзя. Природные черты существуют в структуре личности как социально обусловленные ее элементы. Биологическое и социальное в структуре личности создают единство и взаимодействуют между собой.

Человек - природное существо, но биологическое в процессе исторического развития под влиянием социальных условий изменилось, приобрело своеобразные специфические человеческие особенности.

В структуре личности различают типичное и индивидуальное.

Типичное - то наиболее общее, что свойственно каждому человеку и характеризует личность вообще: ее сознание, активность, ум и эмоционально-волевые проявления и т.п., то есть то, чем один человек похож на других людей. Индивидуальное - это то, что характеризует отдельного человека: его физические и психологические особенности, направленность, способности, черты характера и т.п., то есть то, чем отличается один человек от другого.

Психолог К.К. Платонов в структуре личности выделяет четыре подструктуры, Первая - направленность личности: моральные качества, установки личности, ее отношения с другими. Определяется эта. подструктура общественным бытием человека.

Другая - это подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки). Опыт приобретается в процессе обучения и воспитания. Ведущим в приобретении опыта является социальный фактор.

Третья - это подструктура форм отражения. Она охватывает индивидуальные особенности психических процессов, которые формируются в процессе социальной жизни и специфически проявляются в познавательной и эмоционально-волевой деятельности человека.

Четвертая подструктура - биологически обусловленная сторона психических функций личности. Она объединяет типологические свойства личности, половые и возрастные особенности и их патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга.

Психологическая структура личности очень сложна и многогранна.

Познавательная, эмоционально-волевая деятельность личности, ее потребности, интересы, идеалы и убеждения, самосознание и т.п. - составные компоненты духовной жизни личности.

Они находятся в сложном взаимодействии и в своем единстве представляют собой ее "Я", руководящее внутренней жизнью и проявлениями ее в деятельности и отношениях с другими.

>>>

НАУЧНЫЙ АСПЕКТ № 1 – 2013 – Самара: Изд-во ООО «Аспект», 2012. – 228с. Подписано к печати 10.04.2013. Бумага ксероксная. Печать оперативная. Формат 120х168 1/8. Объем 22,5п.л.

НАУЧНЫЙ АСПЕКТ № 4 – 2012 – Самара: Изд-во ООО «Аспект»,2012. – Т.1-2. – 304 с. Подписано к печати 10.01.2013. Бумага ксероксная. Печать оперативная. Формат 120х168 1/8. Объем 38п.л.

>>>

Роль учителя в формировании личности учащегося

Тюльменкова Анастасия Александровна - учитель математики, экономики Георгиевской cредней общеобразовательной школы Канского района Красноярского края. (c.Георгиевка, Красноярский край)

Аннотация: В данной статье пойдет речь о деятельности учителя, как педагог должен организовать свою деятельность, для того чтобы ученик не просто учился, а творчески подходил к решению не только проблем, касающихся школы, но и жизни.

Ключевые слова: Роль учителя, личность учащегося.

Главная цель учителя – это создать реальные условия для формирования в школе творческой личности, здоровой и духовно, и физически, способной успешно адаптироваться к динамичным социальным условиям и суметь реализовать себя в сознательной человеческой сфере деятельности, отвечающей общечеловеческим идеалам и национальным идеалам.

Многое меняется, но одно остается неизменным – это дети, ученики, которых мы воспитываем и обучаем. А основное право учителя – это эффективное и счастливое преподавание.

Через мастерство учителя лежит путь к ученику. То очевидное, но мало принимаемое в расчет обстоятельство – ученики не одинаковы – налагает на учителя требование – быть гибким, восприимчивым к детям, искать все новые и новые подходы. Для того чтобы размышлять о подходах и средствах педагогического воздействия, желательно понять: кто он, ученик? Учитель должен обладать психологическими знаниями, понимать людей, однако знания эти необходимы, чтобы помогать в практической деятельности, а не служить показателем его умственного развития.

В наше время усиливается поток различного рода информации, обрушивающейся на неокрепшую психику ребенка. Подросток не в состоянии правильно дифференцировать ее, а поэтому он предпочитает особенно и не вникать в суть вопроса. Учитель автоматически становится объектом отрицания, если он избрал авторитарный способ общения с учеником. Тогда занятия, базирующиеся на авторитарном нажиме, приказе, на указаниях и бездоказательных утверждениях, вызывают зачастую лишь раздражение и скуку, а то и вообще гасят интерес к обсуждению проблем. Современного ученика надо, прежде всего, удивить, заинтересовать – вот тогда возможно завладеть его вниманием. Эти качества должны быть в любом уроке, но лучше всего, пожалуй, они заложены в урок – игру. Это одна из форм обучения и педагогического общения на уроке.

В своей работе учитель должен сочетать классические и нестандартные уроки. В наше время путь к ученику можно проложить через совместные уроки математики, информатики и др. Эти уроки очень продуктивны и учитель имеет возможность во время него подробно и наглядно объяснить материал, предложить исследовательские задачи, где учащимся предоставляется возможность творчески подходить к выполнению их решения. Такие уроки полезны и интересны для современных учащихся.

При организации совместных внеклассных мероприятий следует отметить развитие интереса к предмету через удивление, восторг, общение детей, наблюдение за тем, как и что, делают другие.

Процесс развития науки, техники, экономики, ее математической составляющей, предъявляет все более высокие требования к преподаванию данной дисциплины, разъяснению ее роли в применении. Математические методы играют огромное значение в развитии прикладных задач и производственной деятельности человека. Само содержание школьного курса математики отражает на доступном уровне для учащихся достижения современной науки, позволяет показать борьбу идей и мировоззрений. Роль математики в познании мира, ее место в системе наук и практической деятельности человека огромно. Для практического применения математики необходимы глубокие знания и учителя, и ученика.

Одно из условий успешной учебной деятельности – это интерес к изучению предмета. Развитию познавательного интереса, как известно, способствует разнообразие форм и методов работы на уроке, рациональное использование системы технических средств и наглядных пособий. Важно оборудование рабочих мест учащихся, а также и организация внеклассной работы по предмету.

Даже если ребенок учится плохо, он не должен терять веру в свои способности. И тут главная гуманная миссия учителя – это добиться, чтобы самый неспособный ученик пережил радость успеха в своей работе по предмету. Надо и учить детей, и воспитывать, радуя их, не пугая непреодолимыми трудностями, хотя путь учителя к современному ученику в наше время не слишком прост. И вставая на этот тернистый путь, учитель должен учитывать в своей работе личный богатый опыт педагогической и воспитательной работы, свои технологии превращения детей в хороших учеников. Детям нужно открывать яркие панорамы цветущего и многокрасочного мира, не отгораживая его забором из схем и правил, выведенных к тому же из абстракций.

Каждый учитель в процессе работы не должен забывать о специфике предмета, его абстрактности, должен вести постоянную работу по привитию учащимся интереса на уроках и внеклассных занятиях.

Любой вид работы с учеником требует творческого подхода, серьезной и тщательной подготовки учителя. Каждый учитель, организуя систематическую классную и внеклассную работу учащихся, может обеспечить общественно – полезную направленность ее содержания, многообразие форм работы, вовлечение в творческую деятельность большого числа учащихся. Желательно строить взаимоотношения учителя и ученика и организовать работу таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно, без принуждения выполняли задания.

Большинство учащихся не подготовлены к творческой самостоятельности, и роль учителя усложняется – ему приходится одновременно контролировать и направлять работу различных групп учащихся, незаметно помогая им.

Например, учитель, обучая ученика математике, пользуется одним из важнейших средств – решением задач. Но это не совсем верно методически. Ведь, если решение задач – это цель, то учителю надо добиваться, чтобы учащиеся быстро и безошибочно решали задачи. Главное, чтобы при решении задач ученик получил пользу от этой задачи, то есть подвинулся еще дальше по длинной лестнице овладения математикой. Главная цель в процессе решения задачи, а не в ответе. Ученик, решая задачу, приобретает новые знания и навыки, развивает в себе упорство и настойчивость в овладении математикой. Учитель должен предоставить ученику самостоятельность, а не подсказывать ему каждый шаг.

Ошибки, допущенные учеником, дают учителю нужную информацию о знаниях, умениях и навыках. Следует отметить, что ошибки учеников чаще всего не индивидуальны: то, чего не понял один ученик, но все это показали. Учитель должен не просто исправить ошибку, но и вместе с учеником отработать материал так, чтобы эта ошибка больше не повторилась. А что касается умений, то полезно помнить, что они вырабатываются практикой решения целесообразно подобранных задач с разъяснениями учителя по математике.

Путь учителя к ученику будет ближе, короче, если ученик станет понимать учителя. Учитель из урока в урок должен решать проблемы развития речи учащихся. И, прежде всего, эту проблему учитель должен решить для самого себя, в области своей работы в классе.

Каждый учитель понимает, чувствует, насколько трудной является задача руководить классом так, чтобы ученики занимались на уроке своим основным делом – учились. Учителю хочется, чтобы никто не мешал осуществлению его законного права – учить с удовольствием. Такое поведение учащихся находится за линией приятия и является проблемой учителя. Учителю необходимо что – то предпринять для своего же блага. Способы взаимодействия с учащимися в случае, когда проблема принадлежит учителю, конечно, существенно различаются.

Профессия учителя должна быть замечательной, благородной и благодарной. Основное право – это эффективное и счастливое преподавание. Путь каждого учителя к отдельно взятому ученику свой, индивидуальный.

Полезно помнить, что математические знания мыслящих и ищущих людей способны творить чудеса. Очень важно воспитывать каждого школьника в убеждении важности предмета и его методов для жизни в современном обществе. Воспитать это убеждение одними словами невозможно. Необходим показ математики в действии. Только так можно добиться, чтобы ученик видел за вычислениями, формальными преобразованиями и геометрическими образами не только абстрактные символы и «игру ума», но и их реальные возможности как метод познания, пусть даже в самой простой форме.

Учитель должен научиться использовать специфику своего предмета для возбуждения интереса, для утверждения веры ученика в свои силы и способности. Уже сегодня надо знать, какие требования к образованию предъявляют стандарты второго поколения, которые необходимо использовать в работе. Каждый из нас понимает, что одним из важнейших прав человека, пожалуй, является право быть умным. Это право по факту рождения имеют все дети, но существует огромное количество факторов, препятствующих его реализации. А общеобразовательная школа должна защитить право каждого ребенка быть умным.

Список литературы:

1. Агеева И. А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы [текст] / И. А. Агеева. – Санкт – Петербург: Речь, 2007. – 208 с.
2. Алексеева М. В. Ключевые компетенции в педагогической литературе [Текст] / М. В. Алексеева // Педагогические технологии. – 2006. – № 3. – 3-18 с.
3. Выпряжкина И. Б. Критерии психологической компетентности учителя [Текст] // Сборник: Образование в век глобализации. Тезисы докладов Всероссийской конференции (Москва 20-21 марта 2003 г.). М., МСЭУ, 2003. 37-41 с.
4. Гальперин П. Я. Лекции по психологии [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / П. Я. Гальперин. – М.: Высшая школа, 2002. – 400 с.
5. Климов Е. А. Основы психологии [Текст]: учебник для вузов / Е. А. Климов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 295 с.
6. Кон И. С. Психология старшеклассника [Текст] / И. С. Кон. – М.: Просвещение, 1999. – 274 с.
7. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания [Текст]. – Том 1 / Сост. Е. А. Генике, Е. А. Трифонова // Под общ. Ред. Л. И. Семиной. – М.: Изд-во «Бонфи», 2002.

© 2024 Мама и малыш - Информационный портал