Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Раннее вмешательство. Принципы организации программ раннего вмешательства. Модели совместной Фонд раннее вмешательство

После рождения ребенка его мозг продолжает расти и развиваться. Этот процесс наиболее интенсивно продолжается до 3-х лет и практически полностью завершается к 4-5 годам. Если в период внутриутробного развития, во время родов или сразу после них на ребенка воздействовали неблагоприятные факторы, которые привели к нарушениям формирования центральной нервной системы (ЦНС), то шансы на успешное лечение тем выше, чем ранее начинается терапия и реабилитация.

Диагноз детского церебрального паралича (ДЦП) ставится ребенку после 6 мес. первого года и на протяжении 2-го года жизни методом исключения другой патологии, которая приводит к аналогичным клиническим проявлениям. Из дополнительных методов используют электроэнцефалографию, компьютерную томографию или ядерно-магнитный резонанс головного мозга. Наиболее точным методом диагностики, который позволяет оценить интенсивность обменных процессов, является позитронно-эмиссионная томография.

Пока медики определяются с окончательным диагнозом, а родители свыкаются с мыслью о том, что их ребенок болен и нуждается в лечении, уходит драгоценное время, которое необходимо использовать для лечения. Поэтому, в конце ХХ века, после оживленной дискуссии, в мире была принята методика раннего вмешательства, как эталон медицинской помощи детям, у которых проявляются, или существует высокий риск проявлений задержки развития.

Раннее вмешательство предполагает послеродовую госпитализацию ребенка, с риском задержки развития, в специальные центры, где оказывается комплексная медицинская, психологическая, педагогическая и социальная виды помощи ребенку и молодой семье.

Раннее выявление

Основополагающим принципом методики раннего вмешательства, является выявление детей с повышенным риском нарушения развития.

Современный уровень развития медицины, возможности генетики и перинатальной диагностики позволяют до зачатия и на этапе беременности оценить риски рождения ребенка, у которого возможно проявление задержки развития. Кроме этого, принимаются во внимание патология беременности, заболевания, которые перенесла женщина во время вынашивания плода. К группе риска относятся недоношенные дети и появившиеся на свет в результате тяжелых, осложненных родов.

Другими словами, на этапе планирования и вынашивания беременности, а также сразу после родов, формируется группа риска детей, у которых может возникнуть задержка развития. Медики должны объяснить родителям возможную вероятность такого развития событий и подготовить их к борьбе за здоровье ребенка, а также передать сведения о таких детях в поликлиники по месту жительства, которые направляют семью, после выписки мамы и ребенка из роддома, в ближайший центр раннего вмешательства.

Жизнь ребенка в семье

Многочисленными исследованиями доказана необходимость нахождения ребенка во время лечения в семейном окружении. На формирование тонких структур головного мозга оказывает развивающее влияние общение с родителями и родственниками, которое не должно прерываться.

Ребенок познает окружающий мир через руки матери. В детских домах совершенно нормальные, с физиологической точки зрения, дети отстают в развитии, не получив в младенчестве достаточного количества внимания и любви со стороны взрослых. Об этом родителям нельзя забывать.

Поэтому, если для лечения в центре раннего вмешательства необходим переезд в другой населенный пункт, то необходимо заранее озаботиться поиском временного жилья. Современные центры раннего вмешательства, которые рассчитаны на прием иногородних пациентов, предусматривают возможность общежития семейного типа.

Участие родителей

Участие родителей в методике раннего вмешательства начинается сразу после рождения ребенка. Они должны в кратчайшие сроки, по направлению медицинских работников, прибыть в центр.

Далее, все лечебные и реабилитационные мероприятия, которые будут проводиться, нуждаются в непосредственном участии родителей. Они обсуждают с врачами особенности лечебных мероприятий и процедур, рассказывают об успехах и неудачах, высказывают пожелания, задают уточняющие вопросы, обращают внимание медиков на особенности в развитии ребенка и его реакции на определенные процедуры, самостоятельно проводят некоторые занятия в вечернее время.

Родители являются полноправными, а скорее, основными членами команды, усилия которой направлены на оптимизацию развития ребенка.

Командный подход

После поступления семьи в центр раннего вмешательства, формируется команда специалистов, которая будет заниматься развитием, лечением и реабилитацией ребенка. В команду должны входить: педиатр, невропатолог, ортопед, врач ЛФК, врач-физиотерапевт, специалисты по ранним развивающим методикам, специалисты по оценке зрения и слуха, педагог, психолог, логопед, социальный работник, родители.

Основная задача специалистов, которые входят в состав команды, разработать индивидуальную программу развития и лечения ребенка. После обследования, команда собирается вместе и обсуждает план будущей реабилитации. Согласовывается время процедур и лечебных мероприятий, обсуждаются очередность и приоритетность методик, обращается внимание родителей на особенности их проведения. Психолог и социальный работник помогают семье решить ситуационные проблемы. Определяется ведущий клинический специалист, на руки родителям выдается план-график процедур с указанием времени и места их проведения. Назначается следующее время собрания команды, для подведения промежуточных итогов и коррекции программы вмешательства.

Принцип комплексного воздействия

Принцип комплексного воздействия предполагает применение различных диагностических, лечебных, развивающих, корригирующих методик, которые предполагают воздействие на все возможные уровни нарушений развития, одновременно уточняется диагноз заболевания. Применяются медикаментозное лечение, различные методики развивающих игр, физио- и бальнеотерапия, занятия ЛФК, и т.д.

Важным аспектом является психологическая поддержка и социальная помощь молодой семье, которая оказалась в сложной ситуации. Психологи и социальные работники должны помочь родителям преодолеть неминуемую стрессовую ситуацию. Семья не должна оставаться «один на один» со своими проблемами.

Принцип пошаговых достижений

Принцип пошаговых достижений относится к методике оценки результатов и планирования индивидуальной программы раннего развития. Он предусматривает поэтапное, пошаговое, постепенное развитие ребенка, путем постановки конкретных задач на ближайшую перспективу и их достижение с оценкой результатов.

Например, на собрании команды решают, что за ближайшую неделю, путем применения соответствующих методик, ребенок должен овладеть навыком хватания мелких предметов. Далее, на каждом игровом занятии идет скурпулезная работа с ребенком. Посещая массаж или физиопроцедуры, родители встречают членов команды, каждый из которых, применяет свои знания и опыт для развития этого навыка. Родители занимаются с ребенком в вечернее время. Через неделю проводится оценка результатов проделанной работы. Выясняется, что удалось, а над чем еще предстоит работать, проводится корректировка индивидуальной программы развития.

Такой подход, кроме методической ценности, имеет важный психологический аспект для родителей. Они понимают, что проблемы, с которыми столкнулась семья, не решаются в одночасье, что только последовательная настойчивая работа с ребенком дает положительный результат.

Перед выпиской из стационара клиники раннего вмешательства проходит итоговое собрание команды. Специалисты и родители подводят черту под тем, что удалось сделать, формируют, так называемое, «домашнее задание», назначают время контрольных осмотров и повторной госпитализации. Родители должны получить на руки подробную инструкцию о том, как следует заниматься с ребенком в домашних условиях. Не лишним будет оговорить возможность консультативной помощи по телефону.

К концу 2-го года участия в программе раннего вмешательства всем детям устанавливают окончательный диагноз. Многие, догнав сверстников в развитии, уже нуждаются в менее интенсивной реабилитации, а больше в патронаже и консультативной помощи. Их переводят на еженедельное посещение кабинета раннего вмешательства, где продолжают работать, делая основной упор на занятия с детьми в домашних условиях.

С теми детьми, у которых подтверждается диагноз ДЦП и другая органическая патология ЦНС или пороки развития органов и систем, продолжают работать в условиях центра. На этом этапе возможно формирование групп детей по сходной нозологии, или внутри нозологии по клиническим проявлениям. Например, в ведущих центрах раннего вмешательства, формируют группы детей с задержкой психического развития, спастической, атонической формой ДЦП или недоразвитием конечностей. Такое деление позволяет проводить групповые занятия, сближает детей и родителей, у которых похожие проблемы, позволяет оптимизировать лечебный процесс.

На этом этапе, после установления окончательного диагноза, начинают применять специфические, для каждой патологии, методы лечения. Например, блокады мышц производными ботулотоксина при спастической форме ДЦП.

Лечение и реабилитацию в центрах раннего вмешательства проводят до 4-5 лет, пока происходит активный рост нервных клеток ЦНС. За этот период необходимо сделать все возможное для лечения и реабилитации ребенка.

Алгоритм действий родителей, чьи дети подвержены риску отставания в развитии:

Центры раннего вмешательства на территории СНГ

На территории СНГ программа раннего вмешательства находится в стадии разработки и внедрения. В России ведущим научно-исследовательским центром является Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства, где собраны лучшие специалисты в этой области медицины. Определенных успехов добились Татарстан и Свердловская область, где созданы сети кабинетов раннего вмешательства при поликлиниках. В Беларуси создают кабинеты при поликлиниках и региональные стационарные центры раннего вмешательства. На Украине реализуются пилотные проекты при поддержке государства и международных фондов.

Узнать координаты и телефон ближайшего центра раннего вмешательства можно в Управлении охраны здоровья местного органа власти.

В целом, центры раннего вмешательства, являясь «Золотым стандартом» лечения детей с отставанием в развитии, еще не получили должной государственной поддержки и соответствующей нормативной базы.

Не до конца проработан вопрос об оплате за услуги центров раннего вмешательства. Например, одно койко-место для ребенка в Минских центрах раннего вмешательства, в зависимости от формы собственности, стоит 21-25$ в день. Государство не во всех случаях покрывает расходы родителей.

Практическое применение междисциплинарного знания, создание на государственном уровне в странах Запада системы «раннего вмешательства» характеризует одно из успешно развивающихся направлений деятельности ученых и педагогов последней четверти прошлого столетия. Реализация вариативных программ «раннего вмешательства» позитивно повлияла не только на развитие системы специального образования, но и коренным образом изменила жизнь людей, получивших возможность стимуляции развития в раннем возрасте. Сравнительные исследования зарубежных ученых показали, что систематическая ранняя медико-психолого-педагогическая помощь ребенку в условиях семьи с привлечением родителей в процессе коррекционной работы позволяет вывести на новый качественный уровень не только сам процесс развития ребенка, но и в значительной мере определяет прогресс интеграции в общество человека со специальными потребностями как равноправного члена. Одним из следствий такого прогресса является то, что подавляющее большинство детей с инвалидностью в западных странах воспитываются в условиях семьи (родной, ее заменяющей, специально организованной), а не в специализированных учреждениях вне дома.

Ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемой специальной педагогики в России, как и во всем мире. В значительной мере это связано с тем, что более поздние периоды жизни ребенка - дошкольный и школьный - уже педагогически освоены, созданы системы дошкольного и школьного воспитания детей с разными типами нарушений развития. Что же касается периода от рождения до 3 лет, он остается, в основном, в ведении медиков. А их занимает прежде всего здоровье детей, их физическое, соматическое благополучие, но не сенсорное, умственное и эмоциональное развитие.

Одним из главных направлений развития и модернизации системы специального образования России является стабилизация деятельности существующих специальных (коррекционных) образовательных учреждений на основе создания в них специальной психологической службы и организации постоянного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка. Традиционно существовали психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), которые занимались комплектованием специальных учреждений для детей с различными нарушениями развития. Хотя в работе комиссий участвовали квалифицированные специалисты, организация и условия их работы (ограниченность во времени обследования детей, невозможность при одноразовых обследованиях проследить динамику развития, отсутствие в их составе психологов и др.) не обеспечивали качества медицинской и психолого-педагогической диагностики. Нередки были случаи ошибочных диагнозов. На протяжении многих лет велись поиски путей, дополняющих работу психолого-медико-педагогических комиссий, разрабатывались критерии и методы психолого-педагогической диагностики и помощи.

Диагностикой на основе анализа факторов риска активно пользуются как специалисты лечебных и профилактических учреждений здравоохранения, так и службы ранней помощи семье с проблемным ребенком, созданной в образовании. Это обусловлено тем, что одной из задач в работе службы ранней помощи является своевременное выявление детей, нуждающихся в более точной диагностике, а значит, предупреждение возможного неблагополучия в развитии ребенка в дальнейшем. Стремление дефектологов (С.Д. Забрамная, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия, К.С. Лебединская, Ж.И. Шиф и др.) были направлены на то, чтобы сделать изучение детей более объективным. Существует ряд методических разработок отечественных ученых (Е.М. Мастюкова, Е.А. Стребелева, Н.Н. Печора, Э.Л. Фрухт и др.), представляющих систему ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. Теоретическую базу для этих программ составляют основополагающие работы Л.С. Выгодского о значимости практической деятельности для активации мыслительных процессов. Положения его теории о «зоне актуального развития» и о профилактике вторичных дефектов, «социального вывиха» оказывают сегодня значительное влияние на современные исследования в той области специального образования, которая затрагивает раннюю диагностику и стимуляцию развития младенцев и детей раннего возраста из групп медицинского, генетического и социального риска, а также имеющих врожденные дефекты развития. В основе всей коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями лежит положение о неразрывности психологии и педагогики. Основной принцип психолого-педагогической теории связи психического развития ребенка с его воспитанием и обучением был сформулирован известными отечественными исследователями Л.С. Выгодским, П.Я. Гальпериным, А.В. Запорожец, А.Н. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др. Эти теоретические положения являются основой для разработки методического обеспечения для работы с такими детьми. Выдающиеся педагоги и психологи (Л.С. Выгодский, Д.Б. Эльконин, М. Монтессори и др.) давно показали важность раннего возраста, охватывающего сенситивные периоды целого ряда функций в психическом развитии ребенка, т.е. те периоды, когда данная функция особенно чувствительна к внешним воздействиям и особенно бурно развивается под их влиянием. Однако в практически в ранние периоды развития дети с умственными и физическими недостатками лишь в единичных случаях получают необходимую психолого-педагогическую помощь.

При обсуждении проблемы раннего воспитания и ранней коррекции говорят о важности и необходимости использования сенситивных периодов в развитии различных функций. Хорошо известно, что и среди нормально развивающихся детей существует некоторый разброс показателей времени созревания нервных структур. Значительно больше такая неравномерность выражена среди детей с различными недостатками развития. При этом важно иметь в виду, что у этих детей сроки созревания разных структур задержаны в разной мере, в связи с разными формами и разной степенью выраженности органического повреждения, вызывающего то или иное нарушение развития.

В результате этой неравномерности значительно изменяются по сравнению с нормой не только сроки созревания отдельных функций, но и порядок соотношения их созревания во времени, что имеет важнейшее значение при формировании высших психических функций.

При формировании сложных функций при частичном дефекте одной из составляющих возможна опора не столько на обходные, сколько на вспомогательные пути. И в том и в другом случае необходима специально организованная коррекционная педагогическая работа. Рассчитывать на спонтанное развитие высших психических функций в случае нарушения развития какой-либо из более простых ее составляющих не приходится. Все сказанное о развитии высших психических функций в той или иной мере реализуется в практике специального обучения, однако, это делается в большинстве случаев без достаточно полных знаний о начале и длительности сенситивных периодов развивающих функций, а во-вторых, такая работа с детьми, имеющими недостатки развития, начинается слишком поздно.

Реальные обстоятельства создания службы психолого-педагогического сопровождения подчинены тем закономерностям, которые определились в исследованиях отношения общества и государства к людям с отклонениями в развитии в различные времена и в разных странах. Отражением этого отношения являются национальные системы специального образования как государственные институты. При этом развитие «национальных систем специального образования во все исторические периоды связано с социально-экономическим устройством страны, ценностными ориетациями государства и общества, политикой государства по отношению к детям с отклонениями в развитии, законодательством в сфере образования в целом, уровнем развития дефектологической науки как интегративной области знания на стыке медицины, психологии и педагогики, мировым историко-педагогическим процессом» Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. - 1997. - № 4. - С.3-15.. Необходимо обязательное выполнение данных условий, несоблюдение каких-то из них приводит к сложностям в организации службы. Однако их применение ограниченно отсутствием государственной целостной системы выявления, учета, ранней диагностики и комплексной ранней помощи.

Деятельность служб ранней помощи является высокоэффективной, а вложенные в их создание и содержание затраты экономически оправданными, поскольку ориентированны на уменьшение количества детей, которые по достижении школьного возраста нуждаются в специализированном обучении. Эти службы обеспечивают образовательную и социальную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в среду нормально развивающихся сверстников, создают возможности для получения многими из них цензового образования. В результате коррекции в раннем возрасте до 30% детей, имеющих перинатальную патологию, к 6 месяцам достигают показателей нормы, у 90% детей наблюдается стойкий положительный эффект, на основе которого в период дошкольного детства возможна интеграция ребенка в коллектив сверстников.

Комплексная помощь в рамках раннего психолого-педагогического сопровождения как средство профилактики детской инвалидности.

Раннее психолого-педагогическое сопровождение - это новая область междисциплинарного знания, рассматривающая теоретические и практические основы комплексного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни из групп медицинского, генетического и социального риска отставания в развитии.

Особенности развития ребенка в раннем возрасте, пластичность центральной нервной системы и способность к компенсации нарушенных функций обуславливает важность ранней комплексной помощи, позволяющей путем целенаправленного воздействия исправлять первично нарушенные психические и моторные функции при обратимых дефектах и предупреждать возникновение вторичных отклонений в развитии. Младенцы стали рассматриваться не как объекты деятельности, беспомощные, пассивные существа, рефлекторные реакции и поведение которых односторонне формируются в прямой зависимости от действий и поведения взрослых, но как активные субъекты совместной деятельности, развивающиеся в процессе взаимодействия с окружающей социальной средой, прежде всего с родителями, жадно ищущие этого социального взаимодействия и интенсивно участвующие в процессе своего развития.

Основные цели создания системы ранней помощи:

охват всех детей раннего возраста с ограниченными возможностями и их семей специализированной профессиональной помощью.

диагностика и коррекция отклонений в развитии детей, предупреждение возникновения вторичных нарушений.

подготовка детей к интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

Ранняя комплексная помощь предполагает широкий спектр долгосрочных медико-психолого-социально-педагогических услуг, ориентированных на семью и осуществляемых в процессе согласованной работы специалистов разного профиля. Она представляет собой систему специально организованных мероприятий, каждый элемент которой может рассматриваться как самостоятельное направление деятельности учреждений, находящихся в ведении органов здравоохранения, образования и социальной защиты населения:

обнаружение младенца с отставанием или риском отставания в развитии, предполагающее единство ранней диагностики, идентификации, скрининга и направления в соответствующую территориальную службу ранней помощи.

определение уровня развития ребенка и проектирование индивидуальных программ раннего образования.

обучение и консультирование семьи.

оказание первичной помощи в реализации развивающих программ как в условиях семьи, так и в условиях специально организованной педагогической среды, отвечающей особым образовательным потребностям младенца.

целевая работа по развитию сенсо-моторной сферы ребенка.

психологическая и правовая поддержка семьи.

ранняя плановая и (или) экстренная медицинская коррекция.

координация деятельности всех социальных институтов и служб в оказании полного комплекса услуг семье и ребенку в рамках индивидуальной программы развития.

Ценность:

компенсация недостатков развития.

реабилитация и социальная адаптация ребенка к реалиям окружающего мира.

концентрация внимания на личности ребенка, индивидуальный подход к его развитию.

Принципы:

сотрудничества, партнерства, открытости системы, коррекционной направленности.

комплексности, систематичности сопровождения, онтогенетический.

служба медико-психолого-педагогического сопровождения.

моделирование, проектирование и конструирование организационной, содержательной и методических сторон, профилактической, коррекционно-развивающей деятельности специалистов.

психолого-педагогическая диагностика.

разработка и реализация индивидуальных программ развития детей.

дифференциация и индивидуализация обучения, индивидуальная коррекционная работа.

личностно-ориентированное взаимодействие специалистов на интегративной основе.

коррекционные занятия специалистов.

интеграция методов коррекционно-развивающего образования, усилий и возможностей педагогов, врачей, родителей.

О проблемах психолого-педагогического сопровождения детей с комплексными нарушениями в развитии.

Изменилось отношение к детям наиболее тяжелой категории детей, имеющих комплексные нарушения. По мере развития специальной педагогики и психологии проблема сложных нарушений привлекает все более пристальное внимание отечественных и зарубежных исследователей. За последние года издан ряд нормативных документов, регламентирующих организацию содержания коррекционно-педагогической работы с данной категорией.

Результаты многочисленных исследований Данные исследований приводятся в статье М.В. Жигоревой. О проблемах психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями в развитии. // Коррекционная педагогика. Теория и практика. - № 5, 2007. свидетельствуют о том, что система оказания коррекционной помощи детям с множественными отклонениями, не обеспечивает должного развития. Сопоставительный анализ полученных данных показал, что в силу сложности структуры нарушения, дети данной категории не могут обучаться по специальным коррекционным программам, соответствующим какому-либо ведущему дефекту. Большинство педагогов выборочно используют имеющиеся программы. Большинство психологов за основу при обследовании детей с комплексными нарушениями в развитии берут разработанные диагностические материалы. Немногие пытаются составить индивидуальную диагностическую карту, выборочно прибегая к имеющимся диагностическим материалам. Педагоги и психологи проходят долгий путь, прежде чем определиться, как работать с ребенком, так как наблюдается дефицит разработок по их обследованию и обучению. Обнаруживается явная недостаточность осведомленности всех специалистов о существующих современных технологиях обучения и воспитания детей указанной категории.

Даже то, что создается специалистами, остается в пределах того учреждения, где они работают, в то же время созданное имеет кустарный характер и применяется хаотично, что естественным образом сказывается на результатах в целом.

Проблема по оказанию реальной своевременной помощи детям с комплексными нарушениями в развитии усугубляется еще и тем, что наблюдается некоторая односторонность в работе со стороны педагога и психолога. Работа психолога в специальных учреждениях сводится в настоящее время в основном к диагностической деятельности, как бесспорно очень важному этапу в работе с любым ребенком с отклонениями в развитии. Следует отметить, что из общего числа психологов, только треть регулярно проводят занятия, остальные либо проводят эпизодически, либо не проводят вообще. Высокий показатель в работе педагогов в отношении проведения занятий скорее всего свидетельствует о том, что дети занимаются в общем составе группы, однако результаты обучения детей с комплексными нарушениями весьма низкие. Соответственно такие дети нуждаются в индивидуальном подходе и определении путей коррекционной работы согласно их возможностям.

Анализ данных по вопросу организации работы с родителями детей с нарушениями развития позволяет выделить значительные расхождения: показатели в группе педагогов выше, чем показатели в группе психологов. Это объясняется прежде всего тем, что пребывание ребенка в специализированном учреждении и соответствующей группе так или иначе обуславливают определенный контакт с родителями педагогов. Одной из причин, снижающей эти показатели по данному вопросу является то, что многие дети находятся в учреждении интернатного типа и соответственно на долгое время остаются без внимания со стороны родителей, в свою очередь это приводит к эпизодическим встречам специалистов и родителей, а именно в момент посещения учреждения, чтобы сопровождать ребенка домой и обратно. Показатель эпизодического сотрудничества с родителями психологов связан в большей степени лишь с диагностическим этапом работы с детьми.

Ключевой фигурой, обеспечивающей качество образовательного процесса, является хорошо подготовленный специалист. Дети со множественными нарушениями имеют специфические особенности, в силу которых знания и умения специалиста приобретают большое значение, что требует от педагога и психолога дополнительной подготовки, включающей овладение разнообразными технологиями обучения и воспитания практически всех направлений специальной педагогики и психологии. Особое внимание следует уделить проблеме подготовки специалиста с данной категорией детей. Наряду с теми личностными и профессиональными характеристиками, знаниями, умениями и установками педагога и психолога, которые существенны для стимулирования развития детей, имеющих различные сочетания нарушений, особую значимость приобретают такие особенности, как широта и масштабность мышления, склонность к обобщению, гибкость в выдвижении разнообразных идей, способность импровизации.

Важнейшим составляющим фактором развития детей с комплексными нарушениями развития являются не только условия обучения, но и особенности семейного воспитания. В связи с этим большой интерес представляет анализ семейного влияния на ход развития ребенка. Важность постановки такой задачи связана с особыми условиями современного этапа развития системы образования, когда в практике обучения так же как и в сознании родителей, присутствуют понятия ценности отношения к обучению детей, предполагающие иное понимание своего предназначения в жизни ребенка. Пропаганда знаний о целях, задачах и содержании работы родителей становится частью коррекционной работы. Правильно построенная деятельность родителей может оказывать влияние на формирование мотивационно-личностных установок ребенка, способствовать в достижении определенных целей.

В Украине стартует масштабный проект поддержки детей с особенными потребностями и их родителей – программа «Родители за раннее вмешательство». Эта практика, распространенная во многих европейских странах, включает в себя помощь в развитии особенных детей с 0 до 3 лет, сопровождение их родителей, семьи, а также изменения социальной среды, в которой живет такой ребенок. Инициатором программы в Украине стали родители детей с особенными потребностями, объединившиеся в организацию «Родители за раннее вмешательство в Украине». Кроме того, в программе участвуют и специализированные организации, такие как харьковский благотворительный фонд «Институт раннего вмешательства», Национальная ассамблея людей с инвалидностью Украины, а также международные организации – UNICEF, британская HealthProm, представительство Евросоюза в Украине и правительство Германии, которые финансируют проекты раннего вмешательства.

На пресс-конференции, состоявшейся 17 февраля в Киеве, участники проекта рассказали, что запускают его в 10 регионах — Одесской, Закарпатской, Львовской, Винницкой, Днепропетровской, Донецкой, Луганской, Харьковской, Запорожской областях, а также в Киеве. Более того, совместно с инициаторами проекта выступают сразу три министерства – здравоохранения, соцполитики и образования, так как программа раннего вмешательства является комплексной. Для ее реализации нужно не только специально подготовить медиков, но также важно провести работу с учителями в школах и воспитателями в детских садиках, провести тренинги для социальных работников и чиновников местных органов власти, чтобы они в полной мере понимали, как правильно работать с особенными детьми, чтобы их социализация состоялась.

«Мы создали 25 команд раннего вмешательства в восточных областях Украины – они состоят из психологов, реабилитологов, социальных работников, логопедов. Они обучаются самым передовым методикам предоставления услуг раннего вмешательства. С марта мы планируем проводить широкую информационную кампанию, чтобы общество имело представление о системе раннего вмешательство, о нуждах особенных детей», — рассказала Назгуль Чолпонбаева, специалист по защите детей представительства UNICEF в Украине.

«Эта система включает в себя команду специалистов разных дисциплин, которые встречают родителей, только узнавших, что в их семье есть особенный малыш, или тех родителей, кто уверен, что с их ребенком все хорошо, но медики уже знают обратное. Эти команды помогают родителям принять, понять их ребенка, научиться быть открытыми по отношению к своему ребенку в первую очередь. Так они помогают избежать инвалидизации как процесса, а не только как записи в медицинской карте. Мы – родители, готовые помогать государству, медикам разрабатывать программу раннего вмешательства», — говорит Алена Скрипко, координатор программы «Родители за ранее вмешательство в Украине».

На пресс-конференции мы поговорили с харьковчанкой Викторией Пироговой, мамой особенной девочки Оли, участницей программы раннего вмешательства.

Моей дочери Оле уже 18 лет, она очаровательная девушка, юная леди. У Оли были серьезные нарушения центральной нервной системы. Во время таких рутинных практик, как как питание, походы в магазин, мы смогли научиться многим вещам и социализироваться так, что со временем пошли в школу, и я этим очень горжусь. Очень важно пройти весь путь – от раннего вмешательства к инклюзивному либо общему образованию.

Принципы раннего вмешательства очень сложны для нашего постсоветского общества, так как основываются на очень серьезной философии отхода от понимания инвалидности ребенка как медицинского дефекта. В Конвенции прав людей с инвалидностью, которую приняла и Украина, дается определение инвалидности – это взаимодействие общества и конкретного человека. Инвалидность определяется как невозможность жить полноценной счастливой жизнью. Поэтому ранее вмешательство предполагает изменение подхода к реабилитации ребенка. Он в раннем возрасте находится в семье, и оказывая помощь только ребенку, невозможно добиться эффекта. А если помощь оказывается всей семье, то ее эффект очень возрастает.

Какие проблемы родителей помогает преодолеть программа раннего вмешательства?

Когда родилась Оля, мне было очень тяжело. Все мамы особенных детей проходят такой период, когда ты остаешься одна. Пиковая ситуация случается в тот момент, когда ты понимаешь – твой ребенок будет иметь значительные нарушения. Один из врачей посоветовал обратиться в «Центр раннего вмешательства», и когда я пришла, там уже была группа родителей. Мы собирались раз в неделю для терапии, первые полгода мы просто плакали, но впоследствии встречи нам очень помогли. Одна из услуг раннего вмешательства – помочь маме принять ребенка таким, какой он есть, увидеть положительные качества. Ведь сначала ты видишь только дефект, он закрывает всю личность ребенка, и становится очень страшно. Терапия помогает пройти все фазы восприятия – от отрицания, гнева до принятия ребенка.

Так же, как и единомышленники, очень важен поиск помощи детям, поиск хороших врачей и специалистов по раннему вмешательству. 18 лет назад мы передавали друг другу какие-то листки с перепечатанными текстами. Сейчас очень хорошо, что есть интернет и много информации, это помогает определиться.

С какими врачами нужно работать родителям?

Все зависит от того, какой диагноз поставлен ребенку. У меня были очень тяжелые роды, у ребенка было кровоизлияние в мозг, и мы начали с неврологов. Надо отдать должное, мы получили всю необходимую медицинскую помощь, многие функции организма моей дочери были восстановлены, ведь она могла быть просто обездвиженным человеком. Но есть реальность, и ее нужно уметь принять.

Девиз нашего харьковского центра: «Вмешаемся в проблему раньше, чем она помешает жизни вашего ребенка». Также родителям важно не закрывать глаза на ребенка, если мы говорим о группах риска. Многие говорят: «Ребенок потом заговорит». Но лучше проверить маркеры развития. Это поможет создать для ребенка развивающую среду, преодолеть нарушения, ведь головной мозг очень хорошо развивается до 3 лет, и впоследствии ребенок сможет социализироваться.

Есть ли динамика в толерантном отношении к особенным детям в Украине?

Наше общество очень сложно относится к разнообразию, нет понимания, что кто-то медленнее думает, кто-то иначе воспринимает. Только сейчас есть ростки толерантности. Почему важны школы? Потому что у детей еще нет этих ярлыков, которые потом навешиваются на людей, — дети играют, и им все равно, в отличие от взрослых, которые стигматизируют окружающих. С разнообразием мира в постсоветских странах большие проблемы.

Когда Оля была маленькая, мы с другими родителями особенных детей набрались смелости и пошли в кафе! По одному никто в общественные места на тот момент не ходил – нам было настолько страшно выйти с детьми, особенно с теми, по которым были сразу видны нарушения. Мы раз в полгода ходили большой компанией. Я знаю, что сейчас это звучит наивно и смешно, сейчас уже норма, когда маленькие детки везде со своими родителями, ходят на кружки и так далее. Другое дело, что родители не умеют с ними работать. Мы все еще прячемся.

Фото Виктории Пироговой: Національна Асамблея людей з інвалідністю України

Ранняя помощь (раннее вмешательство) - это технология оказания помощи и поддержки детям, имеющим функциональные нарушения. Раннее вмешательство может иметь коррекционный или профилактический характер, т.е. либо преодолевать сложившиеся проблемы, либо предупреждать их возникновение в будущем.

Цель и задачи ранней помощи (раннего вмешательства):

  • Выявление и диагностика нарушений в развитии у детей раннего возраста.
  • Оказание психолого-медико-педагогической помощи детям в возрасте от рождения до 4 лет с нарушениями в развитии (врождённые пороки развития, генетические нарушения, психоэмоциальные и психоневрологические нарушения, инвалидность) или высокой степенью риска появления нарушений для содействия их оптимальному развитию и адаптации в обществе.
  • Содействие в социализации детей и их семей.

Ранняя помощь (раннее вмешательство) направлено:

  • на профилактику инвалидности ребёнка через создание условий для нормализации жизни ребёнка;
  • на минимизацию отклонений в развитии (профилактика вторичных и третичных нарушений) с целью максимальной адаптации детей в обществе.

Программы раннего вмешательства включают в себя весь процесс, начиная с выявления проблем в развитии ребёнка, проведение междисциплинарной оценки, проведение программ терапии и поддержки, и заканчивая процессом перехода ребёнка в дошкольное (или иное) учреждение.

Раннее выявление нарушений развития является условием ранней помощи, предупреждающей появление вторичных осложнений. Так, например, ранняя диагностика нарушений слуха позволяет начать своевременную поддержку и тем самым дает возможность ребёнку, не упуская критический период, овладеть речью.

Существует ряд условий, на основе которых строятся передовые практики программ раннего вмешательства, признанные наиболее эффективными для развития младенцев и детей первых лет жизни:

А. Услуги семейно-центрированы и ориентированы на особенности каждой семьи.

Термин «семейно-центрированные программы» означает, что вся деятельность и рекомендации специалистов направлены на поддержку семьи и усиление способностей семьи в обеспечении лучшего развития и обучения для их ребёнка. Цель программ раннего вмешательства - отвечать на запросы семей относительно их детей, их сильных и слабых сторон, потребностей и стилей развития и обучения. Важным требованием к предоставлению услуг раннего вмешательства является способность команды специалистов выстроить программу для каждой конкретной семьи с учётом её культуры, уникальности её ситуации, предпочтений, ресурсов и приоритетов.

Семья обеспечивают ежедневный контекст, в котором ребёнок растет и развивается. Поэтому именно семья, в большей степени, чем отдельный ребёнок, является первичным получателем услуг раннего вмешательства, в той степени, как она сама этого желает.

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Б. Услуги направлены на развитие ребёнка в естественной среде.

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Эффективные программы раннего вмешательства строятся на теоретических, эмпирических и клинических моделях детского развития. Практика раннего вмешательства, целью которого является оптимальное развитие ребенка, подразумевает активное исследование ребёнком окружающего мира, получение разнообразного опыта, взаимодействие с окружающими взрослыми и участие в различных мероприятиях, соответствующих возрасту ребёнка, его когнитивному уровню, интересам, а также пожеланиям и приоритетам его семьи.

Раннее вмешательство должно проводиться в естественной среде, которая обеспечивает ежедневный опыт, а также успешную коммуникацию с близкими людьми. Обучение в естественной среде максимально гарантирует приобретение ребёнком функциональных навыков и обеспечивает генерализацию вновь приобретенных навыков в естественный, ежедневный контекст.

Семья является наиболее оптимальной (полноценной) средой для ребёнка. Без постоянных близких отношений, которые могут быть обеспечены только в семье, полноценное развитие ребёнка невозможно.

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

3. Услуги охватывают все стороны жизни и развития ребёнка, программы скоординированы и построены на принципах командной работы.

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Скоординированные услуги, направленные на развитие всех сторон развития и жизни ребёнка, проводимые командой профессионалов службы раннего вмешательства, помогают избежать фрагментации и нестыковок в системе услуг, направленных на поддержку семьи и ребёнка.

В последние годы много говорят о командной модели работы, которая нужна в тех случаях, когда различные специалисты работают с ребёнком в соответствии с его потребностями. Модели командной работы различаются по природе коммуникации, вклада и сотрудничества, вовлеченных во взаимодействие специалистов - членов команды.

Междисциплинарная командная работа является наиболее эффективной моделью, позволяющей удовлетворять специфические потребности детей и семей. В системе раннего вмешательства работа междисциплинарной команды направлена на совместную разработку индивидуальных программ развития, ориентированных на потребности и возможности каждого конкретного ребёнка и его семьи.

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Служба ранней помощи (раннего вмешательства):

Служба ранней помощи - это служба помощи детям раннего возраста с нарушениями развития или риском их возникновения и их семьям, в которой работает междисциплинарная команда специалистов. Междисциплинарная команда отвечает потребностям ребёнка и семьи. Команда состоит как минимум из четырёх специалистов, представляющих различные дисциплины. При необходимости для удовлетворения потребностей ребёнка и семьи в состав команды могут быть привлечены внешние специалисты. Специалисты имеют высшее профильное образование и прошли постдипломное обучение в области раннего вмешательства. Специалисты имеют знания и умения для проведения оценки; планирования, осуществления и мониторинга программы помощи; ведения беседы; индивидуального и группового консультирования (в рамках своей дисциплины), коррекционного взаимодействия с детьми.

Формы работы в службах:

  • Первичный приём - формулирование запросов родителей, определение общей картины состояния семьи.
  • Первичное обследование - первичная диагностика ребёнка и включенности семьи по установленным показателям.
  • Консультирование родителей (индивидуальное или коллегиальное):

Информационная помощь семье;

Психологическая помощь, направленная на поддержку их адаптации к состоянию ребёнка и коррекцию детско-родительских отношений;

Педагогическая помощь, направленная на освоение родителями адекватных средств общения с ребёнком, способов обучения и воспитания.

  • Индивидуальная работа с ребёнком - психолого-медико-педагогическая помощь, направленная на повышение функциональности и познавательной компетентности ребёнка, формирование навыков саморегуляции и социального взаимодействия.

  • Групповая работа с детьми - психологическая и педагогическая помощь, направленная на повышение функциональности и познавательной компетентности ребёнка, формирование навыков саморегуляции и социального взаимодействия, осуществляемая на основе разработанной специалистами программы.

  • Работа с родителями - информационная, психологическая и педагогическая помощь, направленная на поддержку их адаптации к состоянию ребёнка, коррекцию детско-родительских отношений, освоение родителями адекватных средств общения с ребёнком, способов обучения и воспитания.

  • Домашнее визитирование - психологическая и педагогическая помощь, направленная на поддержку их адаптации к состоянию ребёнка, коррекцию детско-родительских отношений, освоение родителями адекватных средств общения с ребёнком, способов обучения и воспитания, осуществляемая на дому по добровольному желанию родителей.

  • Междисциплинарные оценки развития и включённости - оценка динамики развития ребёнка и включенности родителей в процесс развития/воспитания ребёнка группой специалистов.

При выявлении нарушения и оказании комплексной помощи с первых месяцев жизни:

  • у 25-30% детей с органическим поражением ЦНС удаётся:
  • к 1,5 годам нормализовать темп и ход психического развития;
  • к 3 годам обеспечить возможность посещать массовые ДОУ;
  • у 70-75% детей с органическим поражением ЦНС удаётся предупредить развитие выраженных нарушений;
  • 25% детей с тяжёлыми нарушениями слуха к 6-7 годам достигают уровня общего и речевого развития, близкого или равного возрастной норме.

Кроме того, ранняя помощь (ранее вмешательство) обеспечивает:

  • максимально широкий охват детей с проблемами в развитии на ранних этапах онтогенеза;
  • преодоление разрыва между моментом определения первичного нарушения в развитии ребёнка и началом оказания комплексной медико-психолого-педагогической помощи, а также консультативной помощи родителям;
  • предупреждение возникновения вторичных по своей природе нарушений в развитии у детей, максимальную реализацию реабилитационного потенциала и тем самым максимально возможное снижение уровня риска социальной недостаточности ребёнка;
  • максимальное раскрытие возможностей и реабилитационного потенциала семьи в оказании помощи и поддержки ребёнку;
  • для значительной части детей с ограниченными возможностями здоровья включение в общий образовательный поток (интегрированное обучение) на более раннем этапе возрастного развития (в дошкольном возрасте), что исключает для этих детей необходимость дорогостоящего специального школьного образования.

Система раннего вмешательства обладает не только высокой социальной, но и экономической эффективностью - 1 руб., вложенный в раннюю помощь детям, окупается экономией в 10 рублей в школьном возрасте.

"Раннее вмешательство" -

поддерживая семьи и развитие ребенка

В ближайшие дни Правительством РФ будет принят Проект распоряжения "Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года".

Проект разработан Фондом поддержки детей в трудной жизненной ситуации на основе технологии Раннего вмешательства, принятой ЮНИСЕФ, Минздравом, Минобрнауки, экспертным сообществом.

В связи с принятием Концепции, как сообщает "Известия", в каждом регионе России будет создана своя система раннего вмешательства, будут приняты новые стандарты оказания услуг раннего вмешательства и разработаны новые правила межведомственного взаимодействия в рамках новой Концепции. Также каждый регион определит департамент или ведомство, которое будет создавать службы Раннего вмешательства и поддерживать их работу.

Что такое технология "Раннего вмешательства" (early intervention), или ранней помощи, и какую опасность для целостности традиционной российской семьи представляет собой технология "Раннего вмешательства"?

Технологии Раннего вмешательства относятся к стратегиям профилактики, получившим широкое распространение на Западе в последние две десятилетия. Стратегии профилактики имеют общие качества - отличаются размытость критериев, оценок рисков безопасности, бездоказательностью и высокой инвазивностью по отношению к личной жизни и личному пространству индивидуумов.

Как же определяется "Ранее вмешательство"? К примеру, Европейская Ассоциация Раннего вмешательства Eurlyaid (1993), а также негосударственный международный центр дают такое определение:

«Раннее вмешательство - это все виды мероприятий, ориентированных на развитие ребенка, а также на сопровождение родителей, которые осуществляются непосредственно и незамедлительно после определения состояния и уровня развития ребенка. Раннее вмешательство направлено как на ребенка, так и на родителей, семью и его социальное окружение».

Главный лоббист в России технологии Раннего вмешательства - Фонд поддержки детей в трудной жизненной ситуации - в качестве публичного фасада этой технологии выставляет профилактику отставания детей в развитии и/или инвалидизации ребенка.

Как сообщается в "Ранее вмешательство: ключевые аспекты и международный опыт", новаторская концепция Раннего вмешательства была разработана в США в 60-ых гг 20 века и прежде всего получила развитие в Германии в начале 70-ых годов как вид услуг "социальной педиатрии".

Именно в те годы в Западной Европе вновь начали массово применяться социальные технологии, основанные на мальтузианстве, неомарксистской идеологии. И если присмотреться к концепции Раннего вмешательства внимательнее, то очевидно, что она глубоко затрагивает суверенитет семьи.

В англоязычной технология Раннего вмешательства

"Раннее вмешательство является системой поддержки и обучающей системой для очень маленьких детей от 0 до 3 лет, которые стали жертвами, или которые имеют высокий риск жестокого обращения с детьми и/или пренебрежения, а также детей с задержками и нарушениями развития.

В некоторых государствах и регионах предпочли направить эти услуги на детей с отклонениями в развитии или задержкой развития, но раннее вмешательство не ограничивается детьми с этими нарушениями."

То есть очевидно, что технология "Раннего вмешательства" является очередной социальной технологией сопровождения семьи, ничего не имеющая с реальным врачебным предупреждением инвалидности ребенка.

"В фокусе внимания специалистов раннего вмешательства находится не столько ребенок, сколько его семья. "

Из Фонда поддержки детей, стр.8

В брошюре Фонда поддержки детей в трудной жизненной ситуации, лоббирующего технологии Раннего вмешательства, разъясняется, что технологии Раннего вмешательства могут применяться к семьt и ребенку в том числе и при отсутствии медицинского диагноза , то есть - только на основании чьих-либо предположений о том, что ребенок отстает в своем развитии.

Поэтому вместо квалифицированной врачебной помощи семье на добровольно-принудительной основе предложат работу "межведомственной команды" с сомнительным уровнем знаний и квалификаций.

Под предлогом развития ребенка - крайне субъективной категории, учитывая, что каждый ребенок развивается индивидуально - "межведомственная команда" проведет серьезные вмешательства в жизнь семьи и "научит жить правильно".

Ключевой аспект технологии - выявление с рождения у ребенка "отставания в развитии" и дальнейшее сопровождение некими специалистами его и его семьи.

В брошюре Фонда поддержки детей допускается, что отставание в развитии может быть проведено в том числе на дородовой стадии.

Работа служб Раннего вмешательства предполагает, что сообщить о своих подозрениях, о возможном отставании в развитии ребенка или возможных проблемах с его здоровьем может любой - работники роддомов, яслей и детсадов, медработники, сами родители, члены семьи "и частные лица".

Выявлять отставания в развитии у ребенка, в соответствии с Концепцией Раннего вмешательства, будут не только среди тех детей, у кого есть видимые проблемы со здоровьем.

Целевой группой являются также дети, у которых МОГУТ РАЗВИТЬСЯ стойкие нарушения здоровья и дети из семей в социально опасном положении.

По опыту других стран, описанных в брошюре ЮНИСЕФ, можно описать дальнейшую процедуру после выявления у ребенка "отставания в развитии" происходит следующее:

1. После выявления ребенка с неким отставанием в развитии, его данные направляют в службу Раннего вмешательства, семья ставится на учет, ребенку и его семье назначается КООРДИНАТОР УСЛУГ.

Из брошюры Фонда

2. Экспертами службы Раннего вмешательства ребенку и его семье проводится СКРИНИНГ.

"Скрининг (от англ. «to screen» - просеивать) - быстрый, доступный, приблизительный метод обследования с целью выявления нуждающихся в более точной диагностике или помощи."

"Скрининг уровня развития ребенка должен осуществляться с помощью нормативных шкал. Данные шкалы обязательно должны пройти процедуры стандартизации и валидизации. Поскольку скрининг должен быть быстрой, простой и дешевой процедурой, это могут быть либо специальные скрининговые шкалы (например, Денверская шкала), либо шкалы, основанные на вопросниках для родителей."

Брошюра Фонда поддержки детей, стр.5

3. Не позднее 45 дней после выявления, семье назначается обязательный для выполнения Индивидуальный план, предусматривающий частое посещение семьи и работу экспертов службы в семье.

"Особенностью программ раннего вмешательства является то, что они носят длительный характер. Это означает, что если семья попала в программу, то специалисты будут сопровождать семью на протяжении достаточно продол- жительного времени."

Брошюра Фонда поддержки детей, стр.9

Опыт западных стран демонстрирует, что невыполнение такого Плана квалифицируется как невыполнение родительских обязанностей и ведет к насильственному помещению ребенка в сиротское учреждение или фостерную семью.

Нельзя не отметить, что раздутый бюджет Фонда поддержки детей, получающего баснословные бюджетные средства, с созданием по всей России служб Раннего вмешательства потребует еще большего увеличения.

Создание и работа служб Раннего вмешательства, которые зачем-то должны дублировать работу настоящих детских поликлиник, логопедов, хирургов, педиатров, неврологов и физиологов - это дорогостоящее дело.

К примеру, в 2011 году в США из федерального бюджета на работу служб Раннего вмешательства было выделено 438.5 млн долларов - в пересчете на наши деньги это больше 28 миллиардов рублей в год.

Работой служб Раннего вмешательства в 2011 году было охвачено 337 000 детей в США. Учитывая, что службы Раннего вмешательства нацелены на группу детей самого младшего возраста, то это каждый 6-7 малолетний американский ребенок.

В материалах ЮНИСЕФ особо говорится о том, что стойкой проблемой технологий Раннего вмешательства являетсяотсутствие или недостаток квалифицированных специалистов, недостаток научно-обоснованных программ, что в целом позволяет сделать вывод об откровенно шарлатанском, профанирующем характере данных социальных служб Раннего вмешательства , подменяющих собой квалифицированную неонатальную и педиатрическую помощь лженаучными услугами "социальной педиатрии".

К примеру, даже в Москве крайне мало врачей, работающих с детьми, имеющими расстройства аутического спектра. Это заболевание сложно диагностируется и не диагностируется вообще в раннем возрасте.

Однако все это не мешает службам Раннего вмешательства даже в слабо развитых регионах выявлять таких детей и брать их семьи на сопровождение: Фонд поддержки детей в трудной жизненной ситуации уже сейчас распределил гранты на продвижение технологий Раннего вмешательства в 20 регионах России в качестве пилотных.

Получили эти гранты и отработали обычные региональные муниципальные соцслужбы и социально ориентированные НКО, отнюдь не имеющие специалистов по аутизму. Тем не менее именно их опыт будет представлен как обоснование эффективности работы служб Раннего вмешательства при принятии Правительством Концепции ранней помощи.

Можно допустить, что кому-то сотрудники служб Раннего вмешательства обязательно помогут, учитывая факт, что у нас в стране стабильно 2% детей являются инвалидами. Но вспомним, что идеология служб Раннего вмешательства нацелена совсем не на детей-инвалидов, а на очередную профилактику - профилактику инвалидности. Поэтому, без особых умствований, можно заключить, что с принятием Концепции желание шарлатанов выявлять по методичкам среди всех семей и детей будущих жертв своей профилактики только усилится, а количество этих шарлатанов, желающих долго и навязчиво "сопровождать" семьи законодательно увеличится.

© 2024 Мама и малыш - Информационный портал