Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Что делать чтоб ребенок начал говорить комаровский. Когда ребенок начинает говорить − почему родители не должны коверкать слова? Используйте благодатное время

Некоторые родители мечтают о том, чтобы ребенок помолчал хотя бы пять минут, но непоседа все время что-то комментирует. А некоторые мамы и папы мечтают о том, чтобы чадо хоть что-то сказало. Но чадо упорно молчит.

В 1 год, как правило, они только начинают беспокоиться по поводу детского молчания, в 2 года уже готовы бежать с ребенком-молчуном по врачам и психологам. Если малыш не говорит в 3 года, это повод для серьезной тревоги.

Помочь родителям разобраться со сроками становления детской речи помогает известный педиатр Евгений Комаровский.

Развитие речи

Если у ребенка не развивать речь, то он не заговорит. Сроки начала осмысленного говорения - понятие довольно индивидуальное. Одни дети переходят от слогов к попыткам произнести слова еще до года, другие только пытаются сделать это к 2 годам.

Есть среднестатистические сроки, при сильном отставании от которых можно заподозрить у ребенка задержку речевого развития:

  • В 3 месяца малыши начинают гулить;
  • В 6-8 месяцев они могут лепетать;
  • Девочки к 10 месяцам обычно произносят свое первое слово. Мальчики делают это ближе к 12 месяцам.
  • В 1,5 года ребенок вполне способен произносить около десятка слов.
  • К 2 годам он обычно знает местоимения, количество слов в лексиконе в норме нарастает стремительно.
  • К 3 годам здоровый развитый малыш может без проблем произносить около 350 слов, свободно оперировать ими, склонять, выражать свои эмоции.
  • В 4 года словарный запас малыша уже более полутора тысяч слов;
  • В пять лет лексикон возрастает вдвое, ребенок знает и произносит более 3000 слов.

Способность говорить без способности слушать существовать не может, а потому для развития речевых данных при ребенке и с ним нужно много разговаривать.

Начинать специалисты советуют с внутриутробного периода - разговор мамы с будущим ребенком идет на пользу обоим. На поздних сроках беременности плод уже прекрасно воспринимает звуковые колебания.

После рождения общение с малышом должно быть непрерывным. Пусть он не понимает ни слова из того, что вы говорите, но он обязательно должен много и часто слушать человеческую речь.

Малышам до полугода очень важно наблюдать артикуляционный аппарат мамы и папы, к этому возрасту он начинает улавливать связь между звуком и движением губами. Кроха и сам пытает имитировать то, что слышит. Сначала это гуление, а затем лепет.

При должном терпении родителей и регулярных занятиях, основанных на повторении новых слов, на связи слов с образами, малыши осваивают речь с удовольствием, их словарных запас увеличивается практически ежедневно.

Даже если малыш не торопится говорит самостоятельно, у него при правильном развитии должна к 2 годам быть развита пассивная речь. Такого карапуза можно попросить совершить два последовательных действия - взять предмет и передать его кому-то из членов семьи.

К трем годам обычно даже плохо разговаривающие дети должны уметь выстаивать цепочку из трех последовательных действий на основании понимания пассивной речи.

Однако это теория. На практике все бывает не так радужно, и порой родители начинают волноваться и расспрашивать доктора о причинах задержки речевого развития.

Задержка речи

Если не говорит ребенок 1-2 лет, волноваться рано, говорит Евгений Комаровский.

Возраст, в котором нужно серьезно отнестись с отсутствию речи - это 3 года. При этом родители должны четко сформулировать сами для себя и для своего врача, как именно малыш молчит: он не понимает взрослых или не разговаривает, но все понимает.

Часто кроха говорит, но его не понимают взрослые, потому что он мычит что-то непонятное, не заучивает названия предметов, называя их по-своему на своем, недоступном для взрослых, языке.

О том, что делать если ребенок не говорит можно найти ответ в следующем видео от доктора Комаровского.

Порой трехлетние дети говорят, но ограничиваются только отдельными словами, которые никак не могут увязать в предложения или даже словосочетания.

После того, как мама и папа как можно более полно обрисуют суть проблемы, можно начинать искать причины крохиного молчания.

Задержкой речевого развития у медиков считается такое состояние, при котором в трехлетнем возрасте отсутствует связная речь. При этом наличие фразовой речи в этом возрасте тоже считается отклонением от нормы, но не таким значительным.

По медицинской статистике, речевое отставание фиксируется у 7-10% малышей в возрасте 3 лет, причем мальчики значительно чаще молчат, чем девочки - на одну неговорящую девочку приходится 4 мальчика-молчуна.

Причины молчания

Самая основная и наиболее частая причина, которая мешает трехлетнему ребенку разговаривать, – проблемы со слухом . Они могут быть как врожденными, так и приобретенными.

Слух может быть снижен незначительно или существенно, вплоть до глухоты. Малыша следует показать отоларингологу. Он проведет визуальное исследование органов слуха, проверит способность малыша воспринимать звуки.

При необходимости будет назначена процедура тональной аудиометрии, которая с большой точностью показывает, насколько хорош слух.

Если проблем со слухом не обнаружится, родителям придется нанести визит детскому неврологу. При некоторых неврологических расстройствах страдает речевой центр, поэтому доктор должен будет выяснить, нет ли у малыша таких патологий. Вероятно, придется сделать МРТ, чтобы исключить возможность новообразований или дефектов строения головного мозга.

Комаровский утверждает, что аномалии и болезни мозга очень редко бывают причиной речевого отставания, но исключить такую вероятность полностью тоже нельзя.

Врожденная немота - явление чрезвычайно редкое при нормальном слухе, в ее основе лежат поражения речевого аппарата.

Если малыш обследован специалистами, и все из них как один утверждают, что ребенок совершенно здоров, молчание может иметь педагогические и психологические причины.

Иногда кроха может отказываться говорить после сильного пережитого стресса, страха, сильного испуга. Гораздо чаще причина молчания кроется в неправильном воспитательном подходе мамы и папы: если родители по вечерам больше общаются с виртуальными друзьями в интернете, чем со своим ребенком, который крутится рядом, то малышу просто негде получить достаточные навыки речевого общения. В этих вопросах можно обратиться к детскому психологу, психиатру.

Часто проблемы с говорением в трехлетнем возрасте есть у билингвальных детей, в семьях которых говорят сразу на двух языках.

Иногда причиной отсутствия речи могут быть психические заболевания, обычно врожденного характера (аутизм и т. д.). В 10% случаев задержки речевого развития в 3 года истинную причину установить не удается.

Если ребенок в 3 года говорит отдельные слоги, но не умеет складывать из них слова, или говорит отдельные слова, но никак не соберет их в словосочетания и предложения, Евгений Комаровский советует посетить невролога и логопеда.

А если малыш все понимает, но отвечает совершенно непонятными наборами звуков с сохранением интонаций, свойственных нормальной речи, ему требуется обязательная консультация логопеда.

Опасный возраст

Существует несколько возрастных периодов, когда формирование речи идет наиболее интенсивно, и любые негативные факторы могут сказаться на скорости этих процессов (как ускорить, так и замедлить):

  • 6 месяцев. Если в этом возрасте у ребенка мало общения, то у него не формируется потребности говорить, имитировать звуки, лепетать.
  • 1-2 года. В этом возрасте идет активное развитие корковых речевых зон. Сильный стресс, частые заболевания, отсутствие общения, травмы могут привести к замедлению корковых метаморфоз.
  • 3 года. В этом возрасте формируется связная речь. Экзогенные факторы могут затормозить этот процесс.
  • 6-7 лет. При воздействии негативных фактором в этом возрасте ребенок уже вряд ли замолчит совсем, но вполне возможны нарушения речевых функций (заикание).

Как научить говорить

Если причина задержки речевого развития - органическая (заболевания слуха, неврологические отклонения , патологии речевого аппарата или речевого центра головного мозга), то Комаровский советует начать с устранения этой причины.

Ребенку должно быть назначено адекватное лечение в зависимости от диагноза. Параллельно с этим доктор обязательно даст рекомендации по проведению занятий для развития речи.

Если причина молчания ребенка кроется в социальных, педагогических или психологических проблемах, также следует устранить факторы, мешающие малышу выражать свои мысли при помощи речи.

О том, как помочь ребенку научиться разговаривать расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

Евгений Комаровский утверждает, что иногда вполне достаточно отдать трехлетку с острым дефицитом общения в семье в детский сад . В детском коллективе многие мальчики и девочки учатся говорить куда быстрее, чем в компании взрослых.

Родители, которые решили развивать речь трехлетнего чада при отсутствии заболеваний, вызвавших молчание, самостоятельно должны приготовиться к небыстрому и трудоемкому процессу. Помочь им в этом может детский психолог или детский психотерапевт, если такой специалист есть в вашем городе. Залог успеха на 70% кроется именно в усилиях и стараниях родителей.

Воспринимайте своего ребенка как отдельную личность, такую же значимую и важную, как каждый взрослый в вашей семье. Говорите с ним, обсуждайте важные вопросы и ежедневные, бытовые (что приготовить на ужин, куда пойти в выходной на прогулку и т. д.). Даже если ребенок в первое время ничего не будет отвечать, у него начнет формироваться полезная привычка - общаться. Параллельно с ней начнется развитие внутренней речи, лучшее понимание пассивной речи.

Гиперопека родителей может стать причиной отсутствия мотивации говорить. Если мама спрашивает, какое яблоко хочет малыш - зеленое или красное, и сама же за него отвечает (красное, ведь оно вкуснее), то у ребенка просто нет возможности подобрать слова и ответить.

Если такие ситуации повторяются регулярно, то у крохи входит в привычку молчать. Если эта ситуация повторяет вашу, измените свое отношение к ребенку и освободите его от чрезмерной опеки.

Не стоит поощрять сюсюканье и лепет. Если мама вслед за малышом будет называть предметы вокруг его же языком, употреблять довольно много уменьшительно-ласкательных суффиксов (машиночка, кашка, папочка, сыночек и т. д.), то у ребенка не будет формироваться правильной речевой функции.

Слова с такими суффиксами произносить значительно сложнее. Говорите с малышом как со взрослым человеком. Ему это будет приятно и полезно.

Включайте ребенку музыку. Песенки, звукоподражательные припевки, классическая музыка - все это благоприятно сказывается на способности воспринимать мир, звуки, речь.

Занятиями могут стать любые свободные минутки. Используйте каждый час, проведенный вместе с ребенком. По дороге в магазин или аптеку описывайте и обсуждайте с ним все, что происходит на улице: едет машина – она красная, она большая, идет собака – она маленькая, добрая, красивая.

Во время приготовления пищи мама может показывать ребенку кухонную утварь и называть ее вслух (ложка, кастрюля), а также продукты (яблоко, морковь, капуста, орех).

Если в семье несколько детей, то, как правило, проблемы с речевым развитием наблюдаются именно у младших. Психологи считают, что таким образом сказывается частое общение с другими детьми, поскольку оптимальным для развития речи считается все-таки общение со взрослыми.

Младшие детки из многодетных семей часто просто ленятся говорить как надо и в нужном объеме.

Чаще задавайте ребенку вопросы. Даже если он не может ответить на них, не переставайте спрашивать. Рано или поздно, сын или дочка обязательно отзовутся.

  • Доктор Комаровский делает акцент на том, что если ребенок не говорит более-менее связно в 3 года, это однозначный повод для обращения к врачу.
  • Оценивая речевые способности своего ребенка, родители должны брать в расчет не только то, сколько и что он говорит на данный момент, но и следить за динамикой речи: если малыш говорит определенное количество слов и в 2, и в 3 года, и его словарный запас практически не увеличивается, Комаровский называет это опасной тенденцией.
  • Если в три года ребенок отстает от нормативов и знает только десяток-другой слов, через пару месяцев лексикон увеличивается еще на десяток новых слов, это нормально. Хоть малыш по нормам и отстает, но в своем личном развитии у него наблюдается положительная динамика.
  • Ребенку с задержкой речи не стоит давать на длительное время гаджеты.
  • Вместо компьютерных игр и длительного просмотра мультиков устройте совместную прогулку, поиграйте с ребенком, почитайте ему книгу.
  • Не нужно сравнивать ребенка с другими детьми. Ваш – уникальная личность, другой такой нет, поэтому любые сравнения неуместны.

Прогноз

Если родители бросили все силы на то, чтобы начать развивать речевые функции трехлетнего ребенка, привлекли к этому специалистов, ребенок при необходимости получил лечение, то прогнозы довольно благоприятные. 85-90% детей полностью «догоняют» своих сверстников к 6-7 годам.

  • 3 года
  • Логопедические занятия
  • Не говорит

В 2 года ребенок уже должен говорить. Читайте статью, чтобы знать причины, почему малыш не болтает в 2 года, а только мычит, но все понимает.

Молодые родители всегда переживают, когда у их ребенка возникает проблема своевременного формирования речи. Часто бывает так, что малыш просто растет в своем темпе и спустя некоторое время он начинает разговаривать не меньше своих сверстников.

  • Но проблемы речи могут быть намного глубже и важно своевременно распознать их и попытаться устранить.
  • Начинать коррекцию нужно в возрасте 1,5-2-х лет, чтобы можно было добиться хороших результатов.
  • В этой статье вы сможете найти информацию о том, почему возникают такие расстройства и как разговорить ребенка.
  • К какому специалисту нужно обратиться и что говорят об этой проблеме ведущие педиатры разных стран?

Ребенок не говорит в 2 года, только мычит, но все понимает: причины

Ребенок не говорит в 2 года, только мычит, но все понимает: причины

Часто родители 2-х летнего малыша не обращают внимание на то, что их кроха не разговаривает. Но, если у него хорошо развит интеллект, он понимает взрослых и выполняет их просьбы, поддерживает контакт с родителями, активно общается жестами и нет проблем со слухом, но при этом ребенок в 2 года не разговаривает — это не норма. Такое состояние называется расстройством экспрессивной речи.

Педиатры и логопеды выделяют два вида причин, почему ребенок не говорит в 2 года, а только мычит, но все понимает:

  1. Социальные
  2. Физиологические


Ребенок не говорит в 2 года, только мычит, но все понимает

С этими двумя видами проблем могут быть связаны такие причины, почему малыш не разговаривает:

  • Внешние причины. У крохи нет мотивации. Он чувствует большую заботу и поэтому нет стимула к речи. С малышом нужно разговаривать. Если он будет только слышать голоса из телевизора или планшета, то разговаривать такой ребенок не будет.
  • Внутренние причины. Сюда следует отнести наследственный фактор, неврологические проблемы и нарушение развития органов артикуляции. Если кто-то из родителей в детстве начал поздно говорить, то и их сын или дочь может повторить ситуацию, но с каждым поколением проблема может усугубляться. Поэтому будьте настороже. Ребенок не сможет произносить звуки, если у него короткая уздечка языка, сниженный тонус мышц лица или были перенесены травмы в раннем возрасте.

Важно: Часто проблема с речевым аппаратом у ребенка возникает, если в семье все взрослые говорят на разных языках. Двуязычие родственников приводит к тому, что малыш не может вычленить лексемы того или иного языка.

Совет: Также не проявляйте излишнюю требовательность и не требуйте от ребенка, чтобы он разговаривал. Нужно создать мотивацию, а не давить на малыша.

Как научить разговорить ребенка в 2 года: упражнения, игры, развивающие занятия



В 2 года у малыша отличное представление об окружающем мире, но не все дети в этом возрасте используют свой словарный запас. Как говорилось выше, у многих детей могут быть проблемы с речью как внутренние, так и внешние. Поэтому, если ваш малыш не говорит в 2 года, следует с ним выполнять специальные эффективные упражнения, играть в игры, и проводить развивающие занятия:

  • Игра с карточками. Сделайте карточки и нарисуйте или наклейте на них животных или транспорт. Попросите ребенка достать одну карточку и назвать, что изображено на ней. Пусть малыш подумает, не торопите его. Если ребенок растерялся и не может назвать слово, то через 15 секунд назовите слово сами, четко выговаривая по слогам.
  • Детские стихи-прибаутки. «Ладушки-ладушки» и другие стишки помогают отлично развить речь. Можно использовать любые интересные стихи из любимой детской книги ребенка.
  • Игра «Кто как говорит» . Попросите ребенка повторить звуки животных. Сначала спросите его: «Как говорит собачка?», «Как говорит киска?». Если ребенок сам не произносит слова, тогда через 10-15 секунд нужно произнести правильные ответы.
  • Глупый взрослый. Если ваш ребенок жестами или отдельными звуками показывает, что хочет, к примеру, яблоко, то вы сделайте вид, что не понимаете, и спросите у него: «Ты хочешь лопатку? Нет? А может тебе дать ведерко?» Долго ребенка не мучайте, 3 «неправильных» ответа будет достаточно, иначе малыш может расплакаться.
  • Кто сидит в мешке? В небольшой тряпичный мешок сложите несколько любимых игрушек-животных ребенка. Чуть приоткрывая мешок, показывайте только голову одной игрушки, и попросите кроху назвать животное.
  • Кто как разговаривает? Для двух лет нормально, если малыш будет не называть животное или предмет, а будет повторят звуки, которые они издают. Вы можете только спрашивать: «Как капает дождик? — Кап-Кап», «Как звенит колокольчик? — Дзинь-дзинь» и так далее.
  • Упражнения для развития мышц лица . Артикуляционная гимнастика поможет развить речь. Но маленького ребенка сложно заставить делать какие-либо упражнения. Самый лучший вариант — это кривлянье перед зеркалом. Попросите малыша показать обезьянку и высунуть язык или пусть он изобразит льва и покажет зубы.
  • Развиваем мелкую моторику рук. В области подушечек пальцев расположены рецепторы, которые влияют на мозговой центр моторики. Он расположен рядом с речевым отделом мозга. Для развития мелкой моторики подходят все игры с перебиранием небольших предметов, а также лепка или обычный массаж пальцев. Только выбирайте игры с не слишком мелкими предметами, иначе малыш их может засунуть в рот, нос или ухо.


Многие родители отмечают, что после того как они отдали своего ребенка в детский сад, малыш начал говорить. Находясь вместе с другими детьми, ребенок быстро учится всем жизненным навыкам, в том числе и речевым. Если к 2,5-3 годам ваш кроха так не заговорил, следует обратиться к логопеду-дефектологу и неврологу. Возможно, причина все-таки находится слишком глубоко.

Видео: Логопед для непосед: 5 игр на запуск речи [Любящие мамы]



Ребенок в 2 года не разговаривает: Комаровский

Многие врачи старой закалки утверждают, что ребенок в 2 года должен уметь говорить предложения из 2-3-х слов, выговаривать союзы в предложениях. Если этого умения у ребенка нет, значит, они торопятся ставить диагноз «задержка психического развития».

  • Но современные педиатры не такие категоричные, ведь они берут во внимание индивидуальные особенности ребенка.
  • Например, доктор Комаровский уверен, что если ребенок в 2 года не разговаривает, то родители должны уделить больше внимания своему малышу. Важен не просто результат, а тенденция к нормальному развитию.
  • Если ребенок в 2 года знает 10-15 слов, и в 3 года он также знает всего 15 слов, то это повод для волнения. Если ребенок к 3-м годам повторяет уже 30 слов, хоть это и мало, но у него есть тенденция к развитию, значит, волноваться не стоит.

Подробно об этом посмотрите видео с доктором Комаровским:

Видео: Когда и что делать, если ребенок не говорит? — Доктор Комаровский

Как помочь малышу заговорить и что для этого могут делать родители, подсказал самый известный педиатр страны Евгений Комаровский.

У каждого ребенка свои собственные темпы развития – когда вырастет первый зуб, когда он сделает первый шаг и скажет первое слово. Но если на рост зубов повлиять никак нельзя, то побудить малыша заговорить вполне реально. И совсем не сложно. Главное создать для этого условия. Евгений Олегович Комаровский сформулировал 7 простых действий, которые под силу любому родителю.

1. Описывайте все, что ребенок видит

А так же слышит или чувствует. Не стоит думать, что вы будете выглядеть глупо, разговаривая с тем, кто вас не понимает. Мозг младенца впитывает речь родителей и формирует необходимые для будущей речи нейронные связи. Он пока действительно не понимает слов, но знакомится со звучанием родной речи, впитывает интонации и все это откладывается в копилку будущей речи.

2. Задавайте вопросы

И совершенно не важно, что кроха пока не может на них ответить, и даже не осознает смысл вопроса. Зато он слышит изменение интонации и таким образом знакомится с родным для него и его родителей языком. Пройдет немного времени и вы сам не заметите, как ребенок научится четко различать вопросительную интонацию.

3. Рассказывайте истории

Можете говорить с малышом о чем угодно, например, о собственном детстве или придумывать приключения его игрушек. Чем больше разных слов, тем лучше для мотивации малыша к разговору. Перинатальные психологи считают, что малыши воспринимают и усваивают речь еще находясь у мамы в животе.

4. Будьте позитивны

Эмоционально насыщенная речь однозначно влияет на детское восприятие. Говорите с малышом эмоционально и максимально весело, не забывая улыбаться.

5. Исключите детскую речь

Несмотря на соблазн, старайтесь не сюсюкать с ребенком. Говорите простым языком, но нормальными словами, как со взрослым человеком – вы не знаете, когда кроха начнет понимать ваши слова, это может произойти неожиданно рано. Благодаря вашим разговорам малыш осваивает основные единицы языка и законы их функционирования.

6. Жестикулируйте

Не обязательно размахивать руками, но невербальное общение не менее важно, чем сами беседы. Задействовав жестикуляцию и мимику, вы добьетесь того, что ребенок раньше начнет вас понимать.

7. Замолчите и послушайте

Не забывайте периодически останавливать свой монолог и прислушиваться, какие звуки произносит малыш в ответ – очень важно не пропустить попытки малыша произносить слова или связывать их в предложения.

Речевое развитие ребенка не подчиняется каким-либо жестким правилам и не укладывается в четкие временные рамки, поскольку на формирование речи влияет множество различных факторов. Более-менее изъясняться малыши начинают, как правило, спустя полгода, а то и год, после того, как освоят технику хождения и бега. Для одного ребенка не составляет труда высказываться на любую тему уже в двухлетнем возрасте, а другой – в три года еще не говорит. А поскольку формирование речи является залогом нормального личностного развития ребенка, при задержке данного процесса родители начинают бить тревогу и пытаться исправить ситуацию.

Чтобы вовремя помочь своему малышу наладить речь, стоит ознакомиться с примерными сроками ее появления, а также с факторами, которые способны эти сроки сдвинуть. Бывают ситуации, когда помочь могут только специалисты, но в большинстве случаев, достаточно обратить особое внимание на такие моменты как:

  • скорость накопления словарного запаса;
  • присутствие или отсутствие желания разговаривать;
  • физическое и психологическое состояние ребенка.

Попробуем разобраться в данной проблеме, и выяснить, когда следует начинать беспокоиться о развитии речи ребенка и какие меры нужно предпринимать в конкретных ситуациях.

Основные этапы речевого развития ребенка

Самым важным и продуктивным периодом в плане развития речи у ребенка является возраст от 8 месяцев до четырех лет.

На протяжении всего этого периода ребенок проходит через несколько этапов речевого развития:

Если на каком-то из этапов речевого развития ребенка заметна явная задержка, родителям следует насторожиться и постараться выяснить, в чем причина таких отклонений от нормы. Разобраться в этом могут помочь такие специалисты, как:

  • невропатолог;
  • психолог;
  • логопед;
  • отоларинголог.

Только с помощью квалифицированных врачей вы сможете убедиться, что все в порядке, или же над чем нужно поработать, чтобы как можно раньше помочь ребенку перейти на следующий этап речевого развития.

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития (ЗРР) у ребенка подразумевает под собой более медленное освоение правил родного языка, начиная со звуков раннего онтогенеза и заканчивая словарным запасом, грамматикой, фразовой и связной речью . Диагноз ЗРР может устанавливаться детям до четырехлетнего возраста. Согласно статистике, ЗРР выявляется у 3-10% детей, при этом мальчики сталкиваются с этой проблемой в 4 раза чаще девочек.

Нередко задержка речевого развития имеет место наряду с другими нарушениями развития малыша, что приводит к отставанию в умственном развитии.

Основными физиологическими факторами, продуцирующими ЗРР являются:

О возможной задержке речевого развития говорят такие признаки:

  1. Вплоть до годовалого возраста малыш плохо реагирует на посторонние звуки, и сам их почти не издает.
  2. К году ребенок еще не умеет пальцем показывать на интересующий его предмет, прощаясь, не машет рукой, и не использует других популярных «детских» жестов.
  3. К полутора годам не пытается имитировать звуки и не очень хорошо понимает, что делать, когда к нему обращаются с простыми просьбами.
  4. Малыш двух лет и старше не воспроизводит никаких спонтанных звуков по собственной инициативе, не имитирует речь или не применяет язык жестов. Может произносить лишь небольшое количество звуков.
  5. Ребенок обладает голосом необычного тона (скрипучий, говор в нос и т.п.).
  6. Взрослые люди, живущие вместе с ребенком и ухаживающие за ним, очень плохо понимают его речь. Как правило, при нормальных условиях родные должны понимать:
    • половину слов – в два года;
    • три четверти – в трехлетнем возрасте;
    • все, о чем говорит ребенок – в четыре года (при этом, даже для посторонних людей речь четырехлетки должна быть полностью понятной).

Если вы обнаружили у своего чада хотя бы один из перечисленных признаков, следует немедля обратиться за помощью к специализированному врачу (окулист, отоларинголог, невропатолог и др.), который при подтверждении диагноза назначит необходимую терапию.

Чтобы определить, какой именно врач должен быть лечащим в вашем случае, придется провести исследования мозга ( , др.). Не забывайте, лучше проявить необоснованное беспокойство по данному вопросу, чем потерять драгоценное время и обратиться слишком поздно. Ведь чем раньше начнется лечение задержки речевого развития ребенка, тем больше у него шансов нормально учиться в школе.

Почему ребенок не говорит?

Стоит отметить, что в последнее время все чаще встречаются «молчаливые» и при этом абсолютно здоровые дети, которые значительно отстают от своих сверстников в плане речевого развития. Согласно статистике, количество неговорящих малышей растет с каждым годом. По мнению специалистов, на развитие такой тенденции оказывают огромное влияние социальные факторы, а именно:

Внимание

Психологи заметили, что такой подход к воспитанию малыша отрицательно сказывается не только на его речевом развитии, но и на эмоциональном состоянии.

  1. Частые ссоры между родителями, громкое выяснение отношений между членами семьи.
  2. Слишком быстрый говор мамы или папы , вследствие чего ребенку сложно вычленить отдельные слова, и, соответственно, осваивать речь.
  3. Члены семьи разговаривают на разных языках , или же семья иммигрировала в другую страну. Ребенку приходится осваивать сразу два и более языков, на что требуется несколько больше времени.
  4. Гиперопека со стороны родителей исключает необходимость ребенком осваивать речь, так как все его потребности моментально угадываются и удовлетворяются.

Еще одной причиной молчания ребенка является его . Число деток, живущих в «своем мире» растет буквально с каждым годом. Аутисты не нуждаются в общении с окружающим миром, поэтому они не испытывают потребности в освоении родного языка. С такими детками «работают» психологи, неврологи и психотерапевты.

Доктор Комаровский о том, когда ребенок начинает говорить

Отметим, что по мнению известного педиатра Комаровского Е.О., достаточно распространенными причинами, тормозящими развитие речи у детей, являются:

Видео доктора Комаровского, посвященное задержке речевого развития (мнимой и истинной) Вы можете посмотреть здесь:

Чтобы с самого начала речь ребенка правильно развивалась и существенно снизилась вероятность задержки речевого развития в будущем, специалисты советуют:

  1. С рождения до трех месяцев ласковым голосом говорить с малышом, напевать песенки, и при этом желательно периодически менять место локализации звуков, перемещаясь вокруг кроватки, где лежит ребенок.
  2. С трех месяцев до полугода стараться у ребенка вызывать звуки (лепетание) в ответ на ваше общение, при этом в течение контакта следует поддерживать радостное состояние, улыбаться, смеяться.
  3. С шести месяцев до года активно стимулировать лепетание малыша. Для этого каждый раз, когда ребенок начинает лепетать, нужно вступать с ним в диалог, при этом как можно чаще повторять такие несложные слова, как: мама, дай, папа и другие. Кроме того, в этот период нужно учить малыша движениям и действиям, следуемых за конкретным высказыванием взрослого («Ладушки», пока или до свиданья, дай ручку, дай игрушку и прочее).
  4. С года до двух лет с ребенком разучивать названия окружающих предметов (мебель, блюда, посуда, одежда), животных, птиц, а также частей тела. Также нужно объяснять малышу связь и отношения между предметами. Например, «котик кушает из миски», «мама моет чашку», «машина едет по дороге» и т.д. В этот период ребенок уже в состоянии выполнять инструкции, состоящие из двух-трех действий: пойди-возьми-принеси.
  5. С двух до трех лет малыша нужно знакомить с более сложными предметами, действиями и картинками, словесно рассказывая об изучаемой вещи. В этот период важно, чтобы ребенок как можно больше слушал и понимал устную речь, для этого ему можно читать несложные рассказы и стихи. До трех лет малыш должен научиться рассказывать о своих впечатлениях, о увиденных предметах и их свойствах, стараться правильно выговаривать слова и строить предложения.

Если физически здоровый ребенок к 2-м годам существенно отстает в речевом развитии от своих сверстников, но при этом врачи не выявили у малыша такого недуга, как ЗРР, рекомендуется в корне изменить установленные в семье правила детского воспитания и образа жизни. При этом стоит помнить, что чаще всего к трем годам детей, как говорится, прорывает, и они очень много говорят. Заниматься с ребенком нужно, но не стоит к этому относится слишком фанатично, чтобы не навредить ему.

Что же можно и нужно предпринимать, чтобы разговорить малыша?

  1. Различные гаджеты прочно вошли в нашу жизнь, и полностью оградить ребенка от контакта с ними невозможно и не нужно. Ни в коем случае не нужно и отбирать их у малыша. Специалисты рекомендуют сократить времяпрепровождение ребенка за просмотром телевизора, его контакт с планшетом и смартфоном. Но чтобы эти мероприятия не были болезненными, необходимо построить общение малыша с вами таким образом, чтобы он получал гораздо больше удовольствия от эмоциональной близости родителей, живого общения, совместных игр и прогулок, чем от контакта с гаджетами.
  2. Ребенок постоянно должен слышать вашу речь. Если говорить не о чем, тогда комментируйте все свои действия. Это поможет не только обогащать словарный запас малыша, но и сформировать его представление о взаимосвязях между действиями и предметами.
  3. Организовывайте активное и продуктивное времяпрепровождение с ребенком:
    • гуляйте на природе в парках отдыха;
    • водите малыша в зоопарк, детские игровые центры;
    • играйте в развивающие игры, соответствующие возрасту ребенка;
    • читайте сказки;
    • рассматривайте картинки и задавайте ребенку простые вопросы: «Кто это?», «Какого цвета?», «Что он делает?»;
    • разучивайте потешки и простые стишки, фразы в которых должны сопровождаться несложными для малыша движениями (к примеру, «Ладушки»).
  4. Работайте над развитием мелкой моторики. Активировать речевой центр в головном мозге помогают специальные упражнения для мелкой моторики:
    • перебирание пальчиками макаронных изделий, круп;
    • завязывание и развязывание шнурков;
    • лепка из пластилина и соленого теста;
    • рисование пальчиковыми красками.

По мнению многих специалистов, для трехлетнего малыша, который так и не разговорился, будет полезным пойти в детский сад. Как показывает практика, в детских коллективах, где малыши пытаются подражать друг другу, разговорится даже самый молчаливый ребенок. Конечно же, перед началом хождения в садик, обязательно нужно малыша подготовить к этому должным образом. Кроме того, следует поговорить с воспитателями об имеющейся проблеме, чтобы избежать давления на ребенка с их стороны, ведь когда он захочет, то сам начнет общаться (в детских садах, чаще всего, дети начинают активно говорить уже по истечении одной-двух недель).

В медицинской практике часто встречаются дети старше года, которые еще не начали говорить. Таких детей обследуют логопеды, психологи, выясняя, не является ли этот ребенок немым или отсталым. Следует сказать, что немота встречается только в случаях глухоты и возникает в результате серьезных заболеваний центральной нервной системы (внутричерепная родовая травма), или после перенесенной тяжелой инфекции (энцефалита, менингита), является результатом наследственной патологии или результатом воздействия на слуховой нерв некоторых антибиотиков (стрептомицина). В случае подозрения на глухоту ребенка необходимо обследовать в ЛОР-отделении, где есть специальный аудиометрический кабинет.

Запаздывание речи может быть признаком умственной отсталости (олигофрении). Для уточнения этого диагноза ребенка нужно проконсультировать у психиатра и психолога.

Существует так называемая пассивная речь (ребенок понимает, что от него требуется) и активная речь (словесное выражение). Любой ребенок, который умеет показывать (в возрасте одного года) окружающих его близких людей (папу, маму, бабушку, дедушку и т. д.) или приносит по просьбе (выполняет задание) известный предмет, должен считаться нормальным. Встречаются дети, которые и в два, и даже в четыре года произносят мало слов или даже ни одного слова для передачи собственной мысли. Они слышат и понимают все, что говорится, выполняют легкие задания, выражают свои желания или протесты знаками, когда речь идет о них (значит, слышат!).

Некоторые дети при запаздывании речи используют собственный, понятный лишь им одним (и, может быть, их родителям) "тарабарский" язык. Он может иметь интонации и нюансы человеческой речи, но звуки не передают ничего такого, что может быть понято окружающими.

У нормальных детей, у которых имелось запаздывание речи, к 18-24-м месяцам наступает резкая перемена: они начинают произносить слова и выражать свои мысли не менее четко, чем дети с незапоздавшей речью. (Компенсация за длительное молчание: начав говорить, эти дети не умолкают целыми днями.)

  • Когда можно говорить об умственной отсталости ребенка?

Об этом можно говорить тогда, когда ребенок не выполняет несколько минимальных условий: если в возрасте двух лет ребенок еще не произносит трех слов и не умеет показывать жестами мать, отца или бабушку с дедушкой, а также 3-4 предмета в комнате; он не может самостоятельно садиться и вставать на ноги; если контакт с окружающим миром настолько слабый, что ребенок не может отличить ласковое слово от категоричного "нет!"; если ребенок не следит взглядом за расположенными или передвигаемыми сбоку от него предметами и не пробует схватить их; если во время игры в "кукушку" или "козу рогатую" он не испытывает чувства "ожидания"; если во время кормления между ним и кормящим его человеком он не устанавливает никакого контакта; если ребенок нормально принимает только жидкую пищу.

© 2024 Мама и малыш - Информационный портал