Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Конфликт поколений в романе "отцы и дети" и его разрешение. Духовный конфликт между поколениями в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети Отцы и дети вечный конфликт поколений

    В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» поставлены политические, философские и нравственные проблемы. Произведение затрагивает так называемые «вечные вопросы»: взаимоотношения старшего и младшего поколения («отцов и детей»), любовь и дружба, выбор жизненного...

    В романе «Отцы и дети» Тургенев изобразил общественно-политическую борьбу в России накануне реформы 1861 года. Прогрессивно настроенные русские люди понимали, что изменения в обществе необходимы, что старый экономический уклад и старое государственное...

    Шесть романов Тургенева, созданных на протяжении более двадцати лет («Рудин» -1855 г., «Новь» -1876 г.), - целая эпоха в истории русского общественно-психологического романа. Первый роман «Рудин» был написан за рекордно короткий срок - 49 дней (с...

    Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов. Д.И. Писарев Я хотел сделать из него лицо трагическое... Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, наполовину выросшая из почвы,...

    «В изображении природы Тургенев пошел дальше Пушкина. Он воспринимает его точность и верность в описаниях явлений природы... Но по сравнению с пушкинским тургеневский пейзаж более психологичен. Природа у Тургенева сама живет, дышит, изменяется в каждом...

    “Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого”, - так писал Гончаров в своем критическом этюде “Мильон терзаний”. Действительно, положение Чацкого на общественной лестнице может быть разным,...


Основной проблемой в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» является проблема противоречия поколений, взаимоотношений между отцами и детьми. Тургенев рассматривает это противоречие с двух сторон: с социальной (конфликт аристократов и нигилистов) и с философской (непосредственно конфликт отцов и детей).

Социальный конфликт заключается в противостоянии различных слоев общества: дворянского сословия, отстаивающего существующие порядки, и последователей теории нигилизма, отрицающих авторитеты, принципы и ценности. Тургенев раскрывает это противостояние с помощью образов Павла Петровича Кирсанова, представителя аристократии, и Евгения Васильевича Базарова, типичного нигилиста.

Павел Петрович – дворянин, в прошлом блестящий офицер, пользовавшийся огромным успехом в обществе. Все изменила его трагическая любовь к княгине Р.

После её смерти он лишился надежд на счастье и переехал к брату в Марьино, где сохранил «все привычки светского льва» и аристократические манеры, не характерные для сельской местности: чтение по-английски, привычка одеваться по последней моде, тщательный уход за внешностью и пр. Для Павла Петровича большую ценность представляют собой аристократизм, принципы и устои прошлого века, культура – то, что было ценно для предков.

Евгений Базаров – абсолютная противоположность Павлу Петровичу. Он умен, образован, интересуется естественными науками; обладает жаждой деятельности, стремится совершить нечто великое за свою жизнь, способен к развитию. Но в то же время Евгений – материалист, самолюбив, высокомерен, циничен, пренебрежительно относится к людям, эгоист, безнравственен. Отрицание прошлого опыта, сведение человеческих отношений к физиологическим инстинктам, беспринципность (в соответствии с теорией нигилизма) подчеркивает минусы Базарова и усугубляет их. Все то духовное, что всегда было важно для человечества: искусство, любовь, дружба, добро, – не имеет для него никакого значения.

Именно из-за различий во взглядах на мир, в ценностях, в идеях и происходят столкновения этих персонажей, а следовательно, аристократов и нигилистов. То, что считается аристократами основой жизни, нигилистами отрицается как отжившее, больше не являющееся верным и мешающее прогрессу.

Под философским конфликтом Тургенев подразумевает непосредственно конфликт поколений, старшего и младшего. В отношениях Аркадия и его отца, Николая Петровича Кирсанова, почти нет существенных противоречий, между ними есть взаимопонимание, теплота. Хотя в начале романа Аркадий представлен как единомышленник Базарова, по мере развития событий мы видим, что он гораздо больше похож на отца образом мыслей, и его приверженность к нигилизму не более чем попытка казаться взрослее, увереннее и независимее. Так же как и для Николая Петровича, для Аркадия важны любовь, семья, дружба – то, что делает человека счастливым.

Отношения Базарова с родителями гораздо запутаннее: с одной стороны, Евгений любит их, хоть и нечасто показывает свои чувства; с другой стороны, Базарову скучно с ними, он не может понять и принять их образ жизни. И отец, и мать Базарова придерживаются традиционного образа жизни. Евгений хотел, чтобы самые близкие люди разделяли его взгляды и мысли, и они действительно старались это сделать, хотя и безуспешно. Отсюда и возникла проблема непонимания поколениями друг друга.

Таким образом, Тургенев, сам относящийся к поколению «отцов», тем не менее стоит на стороне Базарова. «Тургенев не любил беспощадного отрицания, и между тем личность беспощадного отрицателя выходит личностью сильною, и внушает каждому читателю невольное уважение», - говорил Д. Писарев.

Обновлено: 2017-08-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» пишется о конфликте разных поколений.

Главный герой Евгений Базаров очень трудолюбивый человек. Ему нравятся точные науки, он проводит исследования и опыты. Базаров всячески пытается принести пользу своей родине и обществу в целом. Ему не нравится говорить о чувствах, и он отрицает любое их проявление. Для него творчество и поэзия не имеют абсолютно никакого смысла.

Его оппонентом становится Павел Петрович Кирсанов - именно он вступает в спор с Базаровым. Кирсанов старший не понимает, почему молодой человек Евгений относится с таким пренебрежением к искусству.

С каждым днем эти двое все больше относятся друг к другу с ненавистью и злостью. Дело доходит до того что они затевают тайную дуэль в которой выигрывает Базаров. Победа Евгения это лишь удачный случай и он так же мог подвернуться Павлу Петровичу.

После дуэли страсти в доме Кирсановых, куда был приглашен Базаров, немного поутихли. Однако лучше друг к другу они не стали относиться.

Аркадий, который пригласит своего товарища погостить в его родительском доме, тоже замечает, что Базаров не такой уж и хороший человек и на самом деле у них не так много общего, как он думал раньше. Аркадий с Евгением относили себя к обществу нигилистов.

Кирсановы состоятельные дворяне, у них есть свое поместье немного ветхое, но большое. У Кирсанова старшего хорошее образование и он очень интеллигентный и воспитанный человек. Аркадий Кирсанов получая образование, и познакомился с Евгением Базаровым. Именно Базаров и привел Аркадия к нигилистам. У Евгения очень мало друзей, а вернее их практически нет. Все его друзья и знакомые вначале с охотой приобщились его идеи нигилизма, но потом все быстро разошлись. Все разошлись кто куда, кто женился и занимался семьей, а некоторые нашли дела интереснее.

Аркадий очень сочувствовал Базарову и пытался во всем его поддерживать. Со временем Кирсанов понимает, что им лучше перестать общаться с Базаровым. У Кирсанова есть любящая семья отец и дядя. Пройдет немного времени и Аркадий женится на замечательной девушке Катерине, которую он очень полюбил. Кирсанов считает, что ему стоит поставить во главу свою семью и отказаться от навязчивых идей Базарова.

У Евгения Базарова ничего этого нет. Его родители конечно его безумно любят, но не могут показывать своих чувств в полной мере, чтобы не спугнуть сына. Евгений не любит никого и считает что все люди ему не ровня. Для того чтобы удовлетворить свои физиологические потребности ему не нужно никого любить. Достаточно чтобы девушка была симпатичной. Единственного человека, которого он считал себе равным, оказалась девушка Одинцова Анна Сергеевна. Базаров первый раз влюбился и хотел владеть этой женщиной. Анна Сергеевна ответила ему отказом.

Базаров так и умрет пытаясь доказать всем свою правоту и то что проявление чувств это полная ерунда. Он не захотел выбрать семейный очаг и любящую семью. Базарову даже не могу было передать свои знания о нигилизме. Евгений Базаров умер в одиночестве.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Анны Карениной в романе Толстого сочинение

    Анна Аркадьевна Каренина из семьи петербургских аристократов. Очень близка к идеалу - богата, умна, красива, много читает и пишет рассказы для детей, разбирается в искусстве

  • Каждый житель планеты в жизни стоит перед выбором. Сложным выбором в жизни человека является выбор профессии. Выбирать ее необходимо исходя из своих личных предпочтений и желаний.

  • Анализ повести Наталья, боярская дочь Карамзина

    Повесть «Наталья, боярская дочь», стоит несколько особняком от прочих произведений Карамзина, но, несмотря на это, данный труд затрагивает самые разные нравственные вопросы, которые и по сей день волнуют читателей.

  • Время, наполненное массой новых впечатлений, удивительных событий, неожиданных и запоминающихся знакомств, - всё это можно сказать о неповторимой студенческой жизни, которую каждый человек обязан

  • Сон Петра Гринева из романа Капитанская дочка Пушкина Анализ эпизода

    А.С.Пушкин в начале своей повести «Капитанская дочка» использовал символический приём – вещий сон. Этим сном автор задаёт тон всему дальнейшему повествованию, предупреждает читателя о грядущих трагических переменах в жизни главного героя.

Одной из проблем общества, которая актуальна в любые времена, является конфликт между разными поколениями. Ярким примером художественного произведения, раскрывающего данную проблему, является роман Тургенева «Отцы и дети».

Ключевым персонажем произведения является Евгений Базаров - представитель нового поколения, которое проповедует нигилистическую идеологию. Он представлен как яркий приверженец данного направления; его друг Аркадий Кирсанов, напротив, старается подражать нигилистам, однако в итоге отказывается от этой философии. В романе им противопоставляются представители старшего поколения: это отец и дядя Аркадия, которые придерживаются либеральных взглядов, а также более консервативные родители Евгения.

Основу мировоззрения главного героя составляет отказ от общепризнанных идеалов: ему не нравится разделять чью-то точку зрения («Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои»); он отрицает прошлое («Прошедшего не воротишь...») и не терпит промедлений («Нечего мешкать; мешкают одни дураки да умники»). Его идеология направлена на разрушение существующего строя, так как он им крайне недоволен, однако при этом Базаров практически ничего не предлагает взамен разрушаемых идеалов.

Братья Кирсановы, напротив, активно продвигают идеи сохранения текущего строя. Их также не устраивает нынешняя обстановка, однако это связано с наличием молодых нигилистов, которые, по их мнению, много пустословят («Молодые люди обрадовались. И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты»). Так, Николай Петрович не ставит на себе крест после смерти жены, а продолжает искать своё счастье в любви к Фенечке.

Родители главного героя представлены более спокойными и консервативными людьми, их мировоззрение больше связано с религией. Их образы тесно связаны как с простонародьем (суеверия, простота), так и с высшим сословием (медицинское образование у Василия Ивановича, крепостные души во владении Арины Власьевны).

Особое внимание в романе Тургенев уделяет контрастам: они проявляются не только в противопоставлении идей Базарова-младшего и старшего поколения, но и в самих описаниях героев. Так, высокий и угрюмый Евгений спорит с низеньким жизнерадостным Николаем Петровичем; основа описания Базарова - его внутренний мир, Кирсановых - внешность. Также имеет место контраст внутри самих нигилистов: Анна Одинцова, в которую влюбляется Евгений, отвергает его и любовь в целом, в то время как Аркадий Кирсанов отвергает сам нигилизм ввиду своего простодушия и любви к стихам.

В то же время нельзя не отметить схожести между героями. Базаров и братья Кирсановы являются ярыми защитниками своих идей (хотя в итоге основной защитницей нигилизма оказывается Одинцова). Семья Базаровых, несмотря на явные различия в подходах к жизни, строит отношения на любви, что подтверждает и сам Евгений.

Конечные образы у всех персонажей, кроме Базарова, оказываются чётко обозначенными: они либо отступают от своих прежних идей (Аркадий), либо продолжают гнуть свою линию (старшие Кирсановы, Одинцова). Базаров же, напротив, оказывается в плену своей философии: он отрицает любовь, но при этом не способен устоять перед своими чувствами к Одинцовой. Символично, что главный герой оказывается единственным, кто умирает в произведении: только он один не сумел найти своё место в обществе из-за внутренних противоречий.

Конфликт между отцами и детьми в одноимённом романе Тургенева заканчивается победой идеологии старшего поколения. Тем не менее именно в такой борьбе интересов формируется человек как личность, так как не всегда важно быть абсолютно правым в споре - важно уметь слушать других и при необходимости пользоваться чужим опытом.

«Отцы и дети» - одно из величайших произведений русской литературы. Каждое поколение находит что-то интересное для себя в этом романе, по-разному воспринимает сложную авторскую позицию. Эта книга вобрала в себя исторически важные события, связанные со сменой поколений и возникновением новых идей. «Отцы и дети » писались в момент подготовки и осуществления крестьянской реформы тысяча восемьсот шестьдесят первого года. В те переломные времена каждый человек должен был определиться с позицией, которой он будет придерживаться. Примкнуть к уже уходящему классу дворян или держаться только возникающего класса революционеров. Именно тогда Тургенев и писал свой великий роман.

На протяжении всего произведения наше внимание сосредоточено на взаимоотношениях дворянина Павла Петровича Кирсанова и сына бедного лекаря Евгения Базарова . Тургенев дает четкую характеристику главных героев, и перед нами сразу же встает резкое различие во внешности, манере поведения и взглядах на главные проблемы жизни.

Романтичный Павел Петрович Кирсанов никак не совместим с демократом Базаровым, равнодушным к любовным отношениям. Между ними сразу возникает антипатия, переходящая в разгоряченные споры. Именно в их препирательствах раскрываются разные взгляды на общественный строй, религию и народ.

Базаров считает, что общество прогнило и нужны основательные меры: «Исправьте общество». Именно в этом заключается польза, которую видит Евгений. Павел Петрович соглашается, что общество не совсем в порядке. Тогда, когда Кирсанов узнает, что его племянник и Евгений Базаров нигилисты, отрицающие всё и не уважающие чужие интересы, он возглашает:

«Нам дорога цивилизация. Нам дороги её плоды»…

Именно в этих словах и заключается конфликт между «отцами» и «детьми».

Базаров и Кирсанов абсолютно по-разному относятся к дворянству. Павел Петрович считает аристократию главной силой, движущей народ и способствующей благополучному развитию общества. В глазах же Евгения аристократы не способны действовать и приносить пользу людям. Базаров, как нигилист, привык «действовать, ломать», вместо того чтобы сидеть сложа руки, как аристократы. Но, несмотря на наличие такого сильного качества, у нигилистов есть и слабые стороны. Одним из минусов является бедная душа, вынужденная скрывать чувства.

В споре же о русском народе правда, безусловно, на стороне Базарова, который умеет ладить с мужиками. Он трезво видит, как «грубейшее суеверие душит страну». Евгений связывает свою деятельность с «народным духом», считая себя тем, кто выражает интерес народа. Кирсанов и Базаров спорят о том, в ком из них мужик «признает соотечественника».

В спорах сталкиваются и эстетические взгляды главных героев. Их мнения неодинаковы: Павел Петрович высоко ценит искусство, Базаров же считает, что Пушкин «никуда не годится», играть на виолончели для мужчины «смешно», а порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта.

Отношение к окружающей природе у них тоже разнится. В ответ на вопрос Аркадия, выступающего против Евгения, звучит ответ нигилиста Базарова: «И природа – пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Несмотря на то, что Базаров отрицает любовь и смеется над романтичными порывами Павла Петровича, в душе Евгения присутствует способность любить и чувствовать. Влюбленность в Анну Сергеевну раскрыла настоящего Евгения Базарова. Его сердце страдает из-за отвернутых чувств. В случае Павла Петровича любовь, ради которой он оставил всё, включая его карьеру, привела его к душевной гибели.

Таким образом, в романе «Отцы и дети» Тургенев отобразил борьбу двух разных поколений, борьбу века уходящего и нового, только зарождающегося. Но, несмотря на эту смену эпох, должна оставаться нить, связующая одно поколение людей с другим, только так возможно прогрессивное развитие общества.

© 2024 Мама и малыш - Информационный портал